Курс обучения детей шахматной игре с применением компьютерных технологий «Электронные шахматы «Два короля» представляет собой детализацию развивающего обучения в начальной школе. Программа разработана с учетом специфики требований современной методологии на базе компьютерных программ, созданных автором и апробированных на внеурочных занятиях в общеобразовательных учреждениях, детских домах творчества и спортивных детско-юношеских школах Москвы и Московской области.
Полностью публикация приведена в формате PDF:Скачать/Просмотреть(Для просмотра необходима программа Adobe Reader или ее произвольный аналог).
Курс рассчитан на два года обучения и состоит из двух взаимосвязанных блоков: пропедевтического и базового.
Пропедевтический блок состоит из трех частей: Азбука шахмат, Грамматика шахмат и Арифметика шахмат. Каждая из них предназначена для изучения в одном из триместров учебного года. При этом широко используются как авторские компьютерные программы, так и программные продукты ООО «Дайв».
На начальном этапе большое внимание отводится тренировке и развитию отдельных познавательных способностей младших школьников: вниманию, памяти, логическому мышлению, пространственному воображению. Немаловажное место уделено также и развитию физических данных младших школьников, в первую очередь – укреплению общего состояния здоровья. Здоровьесберегающие принципы реализованы серией упражнений для рекреации младших школьников после работы на компьютере и занятий за шахматной доской.
Базовый блок курса «Электронные шахматы «Два короля», в соответствии с триместрами учебного года, состоит из трех частей теории и практики шахмат: начало, середина и окончание шахматной партии.
Преемственность двух блоков курса проявляется в том, что за первый год обучения начинающие шахматисты приобретают определенные навыки игры. Обучившись в рамках пропедевтического блока, дети развивают свои познавательные способности. У них заметно улучшилась оперативная память, усилилась способность концентрации внимания, заметно повысился уровень логического мышления и пространственного воображения. Перечисленные факторы являются достаточной базой для развития еще одного психического качества – творческих способностей, становление которых осуществляется в рамках базового блока курса.
В конце первого года обучения проводится круговой турнир, по результатам которого шахматистам, набравшим не менее 60 процентов очков, присваивается четвертый спортивный разряд и выдается соответствующий квалификационный билет.
В базовом блоке курса «Электронные шахматы «Два короля» помимо авторских компьютерных программ широко используются программные продукты, изготовленные специализированными фирмами-производителями софта – ООО «Новый диск», а также фирмой «1С», TeachPro и другими.
Программный продукт «Шахматы с Гарри Каспаровым» фирмы «1С» представляет адаптацию программы известного производителя компьютерных программ – фирмы Mind Scape. Разработка позволяет педагогу контролировать динамику становления шахматного мастерства младших школьников.
Работа программы начинается с появления на экране заставки (рис. 1).
Слева расположена фотография тринадцатого чемпиона мира по шахматам Гарри Кимовича Каспарова, завоевавшего этот титул в 1985 году в матче с тогдашним чемпионом мира Анатолием Карповым. Пятнадцать лет Гарри Каспаров носил чемпионскую корону, которую в 2000 году передал Владимиру Крамнику.
Внизу экрана, чуть левее от центра, располагается меню программы, которое содержит ряд кнопок:
Загрузить игру (открывает список сохраненных ранее партий для анализа);
Просмотреть игру (открывает для просмотра и изучения список из 64 показательных партий Каспарова);
Профиль (открывает досье игрока, которое он создает самостоятельно);
Опции (открывает список возможных настроек программы, ее аудио- и видеовозможностей);
Синхронизация (открывает возможности синхронизации программы);
Авторы (открывает список разработчиков программы);
Выйти (выход из программы).
Меню по ссылке Играть открывается справа в окне по умолчанию при загрузке программы. Здесь предлагаются две функции: Выберите профиль и Выберите тип игры. В первом случае можно создать новый профиль либо открыть ранее созданный. Как правило, ученики создают свой профиль самостоятельно. При этом каждый самовыражается так, как ему хочется.
В функции Выберите тип игры предлагается три режима: Локальная игра, Игра по сети, Шахматный клуб Каспарова.
При выборе режима Локальная игра появляется новое меню второго уровня, в котором игроку предлагается выбрать интересный для него режим (рис. 2).
Режим Игра с другом на одном экране интересен для детей, но в практике используется редко. Его имеет смысл использовать при наличии двух мышек на одном компьютере. При одной мышке возникают затруднения из-за необходимости передавать мышку от одного игрока другому при смене очереди хода.
Выбрав режим Игра с компьютером, ученик получает право идентифицироваться и установить свой начальный уровень мастерства, который колеблется в пределах от 500 до 2300 единиц.
Примечательно, что в большинстве программных продуктов начальный уровень мастерства значительно выше, что совершенно не соответствует реалиям. С точки зрения педагогики предпочтительнее намеренно занизить начальное значение мастерства компьютера, так как в этом случае младший школьник получает возможность отслеживать динамику роста своей квалификации, и это будет дополнительной мотивацией в обучении шахматной игре. Кроме того, начинающему шахматисту важно играть с компьютером, который ошибается так же, как и он. Можно настроить программу так, что она будет «зевать» фигуры, не замечать «зевков» противника, делать сомнительные ходы. Одним словом – играть на уровне мастерства начинающих шахматистов.
Здесь же имеются и другие настраиваемые характеристики: выбор цвета фигур, выбор режима игры, дизайна шахматной доски и другие, второстепенные с точки зрения педагогики. Тем не менее наличие этих реквизитов также можно считать дополнительной мотивацией, так как дает возможность детям почувствовать себя полноправным, установившимся шахматистом.
Но один из второстепенных режимов – Запись партии – следует устанавливать обязательно. Важность его заключается в следующем. Во-первых, педагог получает возможность отслеживать ход партии, отмечать хорошие ходы ученика или отмечать его ошибки. Во-вторых, запись позволит впоследствии детально проанализировать партию и коллективно обсудить ее на демонстрационной доске. В-третьих, это помогает обучить младших школьников правилам записи партии. При этом следует отметить, что запись проводится в соответствии с правилами ФИДЕ, согласно которым записывается поле, на которое перемещается фигура. С точки зрения педагогики, в том числе и дидактики, на первых порах обучения младших школьников предпочтительнее записывать ходы в полной нотации, то есть указывать поле, с которого перемещается фигура, а затем – поле, на котором фигура установлена.
При выборе режима Игра по сети появляется меню второго уровня, в котором ученик получает возможность выбрать партнера в локальной или Глобальной сети. На коллективных занятиях этот режим использовать не рекомендуется. Предпочтительнее предложить детям играть с партнером в «натуральные шахматы».
При выборе режима Шахматный клуб Каспарова появляется еще одно меню второго уровня, в котором школьник получает возможность принять участие в турнире. Правила здесь значительно жестче по сравнению с режимом Локальная игра. Этот режим для обучения младших школьников шахматной игре рекомендуется применять во второй половине учебного года.
Меню по ссылке Обучение открывается после щелчка на соответствующей кнопке (рис. 3).
Оно состоит из двух колонок. В левой содержатся наименования разделов обучения – Правила, Стратегия, Советы и ловушки и Задачи. Щелчок на кнопке с наименованием каждого раздела открывает его содержание в правой колонке.
На практике меню Обучение используется не очень широко. Объясняется это тем, что содержащийся материал ориентирован на подготовку шахматистов-спортсменов. Наша же основная задача связана с развитием интеллектуальных способностей младших школьников посредством их обучения шахматной игре. Тем не менее представленные материалы полезны для применения в базовом курсе на втором году обучения.
Раздел Правила содержит справочный материал по трем пунктам: О шахматах, Передвижение фигур и Как победить в игре. Все эти материалы изучались в пропедевтическом блоке курса. Они полезны как справочный материал, играющий большую роль при самостоятельном решении споров между играющими в шахматы учениками.
Раздел Стратегия содержит три пункта: Дебюты и защита, Миттельшпиль, Эндшпиль. Все это представляет собой интерес для самостоятельного изучения основ шахматной игры.
Раздел Советы и ловушки содержит по десять примеров того и другого. Представленные советы и ловушки, определяющие стиль игры Каспарова, очень полезны для начинающих.
Примеры в разделе Задачи подобраны из миттельшпиля. Характерная особенность – наличие «изюминки» в каждой задаче. Найти ее, открыть правильный, совершенно неординарный ход – вот цель, которая выводит предложенные задачи далеко за рамки общепринятых, шахматных.
В конце второго года обучения проводится круговой турнир, по результатам которого шахматистам, набравшим необходимое количество очков, присваивается третий спортивный разряд и делается соответствующая отметка в квалификационных билетах.
На этом обучение младших школьников шахматной игре с образовательной целью заканчивается. Желающие совершенствоваться в мастерстве игры в шахматы могут продолжить обучение в секциях детско-юношеских домов творчества и получить там первый спортивный разряд. Наиболее способные могут обучаться в московской школе для одаренных детей под руководством председателя детско-юношеской комиссии Российской шахматной федерации международного гроссмейстера Евгения Бареева.
Виталий ПОЛОУДИН, преподаватель шахмат прогимназии №1752, Москва
Комментарии