search
main
0

Грош и цена

Оценка предметов, событий и явлений с философской точки зрения поможет многое понять в жизни

Вопрос денег (конкретно их наличия и, конечно же, количества) в нашей жизни далек от философии. И все же я рискну привлечь ее, чтобы попробовать разобраться с ролью денег, их реальной и мнимой нужностью, реальной и мнимой зависимостью от них. Мы любим цитировать философов. Их сила – это сила их мыслей, что пережили века и стали достоянием человечества. Правда, как правило, это всего лишь его память. Редко, кстати, востребованная. Живем мы все-таки своими мыслями (редко, правда, своим разумом). Вот я и подумал: а не попробовать ли своими мыслями-словами популярно и доходчиво разъяснить, где уточнить, а где и дополнить мысли великих, ставшие афоризмами, а нередко аксиомами (пусть и в метафорическом обличье)? Если у вашей мысли не хватает силы или аргументов, чтобы убедить не беспокоиться из-за отсутствия или недостатка денег, не хватает мотивов (а нередко они и вовсе не востребованы) задуматься о их роли в вашей жизни, то можно прибегнуть к благодатной силе мысли мудрецов. Если даже они ничего не докажут, не убедят, если их благодать не снизойдет на вас, в любом случае общение с ними принесет пользу и доставит удовольствие. Давайте попробуем.

«Если вы знаете, как тратить меньше, чем получаете, значит, у вас есть философский камень» – это шутка Бенджамина Франклина. Однако о поисках заветного философского камня задуматься стоит. И вот почему. Но прежде в эту тему еще одна цитата. «Моя философия не дала мне совершенно никаких доходов, но она избавила меня от очень многих трат», – утверждал Артур Шопенгауэр. Речь о том, что занятие философией (недаром ее в старину называли любомудрием), оценка многих предметов, событий и явлений с философской точки зрения поможет во многом умно разобраться, многое понять в жизни. В том числе, и в мире денег. И многого, кстати, достигнуть. Не прибегая к помощи золотого тельца. Во всяком случае не считая его спасительной соломиной во всех ситуациях. Как и где научиться этой философии? «Человек, что ни день, то мудрохень», – говорили наши предки, имея в виду, конечно, практические задачи, которые приходилось решать каждодневно, однако и тот философский настрой, что спасал от житейских невзгод. Один бытописатель прошлого отмечал такую особенность характера украинского селянина: «Он медлителен в движениях, как римлянин в своей тоге. Мысль его вращается солидно, не быстро, не юрко, как мысль философа… Особенно малорусс любит полежать на зеленой травке, на спине, вперив взоры в отдаленное пространство». Что ж, и этим иногда полезно заняться: просто полежать, посмотреть на облака, воду, верхушки деревьев, пофилософствовать о суетности бытия, его бренности, о судьбе, которую не выбирают, и о дороге, которую, наоборот, надлежит выбрать. Как тут не вспомнить анекдот (я его, пожалуй, отнес бы в разряд притч) о беспечном (и беспечальном!) жителе одной тропической страны, который все дни напролет проводил под бананом, что рос у него во дворе. Однажды к нему подошел европеец и стал увещевать, мол, ты бы подсуетился, нашел себе достойное и прибыльное занятие, заработал бы кучу денег, а потом с этими деньгами делай что хочешь: хоть на солнышке загорай, хоть в тени под пальмой прохлаждайся. «А я чем сейчас занимаюсь?» – с удивлением ответил туземец. Конечно, для такого ответа надо родиться в рубашке среди райских кущей, на ветвях которых пусть не булки, но вполне съедобные плоды произрастают. И все же малая доза отвлеченной философии без лукавого мудрствования, здорового скептицизма на лоне природы не помешает каждому из нас, чтобы избавиться или хотя бы ослабить денежные узы.

Все стремятся к счастью. А оно у большинства ассоциируется с удовольствиями и радостями. Согласитесь, что получать их можно по-разному и от разных источников. «По-настоящему богат лишь тот, чьи удовольствия обходятся дешево», – утверждал писатель-романтик Генри Торо. Другой его вариант этой же мысли: «Богаче всего тот человек, чьи радости требуют меньше всего денег». Когда ты достиг радости без траты значительных денежных средств, ты спокоен и точно знаешь, что обошелся минимумом денежных средств и усилий для их добычи. Ты свободен и никому ничего не должен, а главное – уверен, что можешь получить удовольствие и достичь радости таким же способом, тебя не беспокоит, что надо зарабатывать деньги для поддержания радостного чувства, точно знаешь, как в следующий раз «дешево» вызвать это чувство. Тут, пожалуй, к месту будут и слова бессмертного Мишеля Монтеня: «Счастлив тот, кто сумел с такою точностью соразмерять свои нужды, что его средства оказываются достаточными для удовлетворения их без каких-либо хлопот и стараний с его стороны». Здесь о целях и путях, ведущих к счастливой жизни, которая не мыслится без радостного переживания ее счастливых моментов. Точное (соразмерное!) определение своих потребностей и нужд, мера их удовлетворения – вот, пожалуй, один из способов (может быть, самый главный!) достижения счастья.

Его часто просят у высших сил. Однажды к ним обратился и писатель Антуан де Сент-Экзюпери. Вот что он попросил у Всевышнего: «Гоcподи, я прошу нe о чудecaх и нe о мирaжaх, a о cилe кaждого дня. Нaучи мeня иcкуccтву мaлeньких шaгов. Убeрeги мeня от cтрaхa пропуcтить что-то в жизни. Дaй мнe нe то, чeго я ceбe жeлaю, a то, что мнe дeйcтвитeльно нeобходимо». Исполнение наших хотений-желаний-мечтаний часто зависит от толщины кошелька, а то, что действительно необходимо, нередко вполне достижимо за пределами денежных отношений. Грош цена в прямом смысле многим нашим реально и истинно необходимым (для здравого и приятного времяпровождения в том числе) вещам.

Позиция вольного, вредного и неудобного для разных властей философа Жан-Жака Руссо, для которого свобода была неким фетишем, общеизвестна: подальше от общества и государства, поближе к дикой природе. Для большинства это, конечно, и невозможно, и неприемлемо, и вообще немыслимо. Но над некоторыми рассуждениями философа все же задуматься стоит. Взять хотя бы такую его сентенцию: «Повсюду, где царствуют деньги, те деньги, которые народ отдает, чтобы поддерживать свою свободу, всегда служат только орудием его же порабощения; и то, что платит он сегодня по доброй воле, используется для того, чтобы заставить его платить завтра по принуждению». В нашем славянском бытовом варианте это означает «коготок увяз – всей птичке пропасть». Если вы настроены на ежедневную трату денег, если их излишек (тем более недостаток!) не дает вам покоя и вы стремитесь во что бы то ни стало их потратить, если вы воспринимаете денежные операции как ваше и только ваше волеизъявление, то вам ни за что не вырваться из денежной клетки. Она хоть и золотая, но все равно клетка. Но любомудры тоже люди. И естество у них вполне человеческое, и потребности соответственные. Руссо не отрицал хождение денег, не призывал вообще обходиться без них. Однако порицал жажду наживы ради наживы, заявлял (воспримем это как мудрый совет) о необходимости ограничивать их бездумное накопление. «Деньги, которыми обладаешь, – орудие свободы; деньги, за которыми гонишься, – орудие рабства», – писал он в «Исповеди». Об этом же и максима китайца Хань Сянцзы: «Отсутствие богатства – это еще не бедность. Бедность – это жажда богатства». Хроники гласят, что философ (кстати, один из восьми бессмертных в даосском пантеоне) особо преуспел в изучении магических знаний. К тому же он отличался веселым нравом, превращавшим его учение в определенное качество жизни. Мера всех дел (в том числе и денежных) – вера. Очередной ноль увеличивает банковский счет, но это всего лишь ноль. Он, правда, тоже имеет место в жизни. Как часть многих предметов. Тех же оков, кандалов, наручников.

Для многих пустота в кошельке – это крах всех устремлений, настоящая жизненная трагедия. Помочь справиться с ней поможет другой китайский философ – Лао Цзы, основоположник учения о даосизме. Один из его принципов – недеяние. Расшифровывая его, философ рассуждает о важности и даже необходимости пустоты: «Из глины делают сосуды, но употребление сосудов зависит от пустоты в них. Пробивают двери и окна, чтобы сделать дом, но пользование домом зависит от пустоты в нем. Вот почему полезность чего-либо имеющегося зависит от пустоты». В различных жизненных ситуациях это может выглядеть так. То, чего у тебя нет, – это в то же время и суть того, что у тебя есть. У тебя нет знаний, опыта, но есть стремление их добыть. Пуст кошелек, но есть необходимость, а главное – желание, сила и ум его наполнить. Тем самым ты максимально реализуешь себя. Не лишней должна быть пустота и в нашей голове. Там тоже лишнего немало. В том числе и тревоги по поводу слишком тощего кошелька, нездравых, беспокойных мыслей о нехватке денег, зависти к тем, у кого их куры не клюют. Кстати, и правильно делают. Толку им от металлических звонких кругляшек или аккуратно нарезанных цветных бумажек. От зеленой травки, хлебных крошек и мелких зерен съедобной пользы поболее.

«Весь мир ловил меня, но не поймал» – эта эпитафия выбита на могильном камне бродяги-философа Григория Сковороды. Денежные сети, в которых мы все барахтаемся, – искусно сплетенная (кем и когда, не будем уточнять) и хитрая ловушка. Мало кому удается вырваться. Григорию Сковороде удалось. Вроде удалось. Прошло двести лет. И его облик оказался на украинской купюре высшего достоинства. Так история оценила философа. Ирония его судьбы. Или всего человечества?

Владимир СУПРУНЕНКО, фото автора

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте