search
main
0

Григорий БАЛЫХИН: Ни один наш шаг к снижению учительских зарплат не приведет

Что ждет нас в следующем году? Когда будет проведена индексация зарплат работников образовательных учреждений и в каком размере? Правда ли, что полным ходом идет разработка отраслевой оплаты труда? Об этом нашему корреспонденту рассказывает первый заместитель министра образования РФ Григорий БАЛЫХИН.

– Григорий Артемович, как изменится в следующем году зарплата учителей, говорят, что снизится, это правда?
– Нет. Ни один наш шаг к снижению зарплаты учителя не приведет. Конечно, не будет такого резкого роста зарплаты, как это было в 2001 году, когда увеличение шло в 1,89 раза.
– Весь вопрос в том, было ли оно, такое увеличение. Не секрет, что в среднем увеличение было приблизительно в 1,6 раза. Зато сняты доплаты и надбавки, которые были установлены в регионах. В результате их зарплата, говорят учителя, выросла совсем немного. Это так?
– Я бы не стал говорить, что так происходило повсеместно. Да, губернаторам было трудно найти деньги на увеличение зарплаты в 1,89 раза. У регионов-доноров деньги были, у дотационных регионов – нет. Федеральный центр оказывал им максимально возможную помощь, регионы получали трансферты.
– И тратили эти деньги так, как хотели?
– Дело в том, что целевых ассигнований на оплату педагогов регионы не получали никогда. Только сейчас подготовлен законопроект “О внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты РФ в части финансирования общеобразовательных учреждений”, который позволит сделать так, чтобы зарплата работникам образования шла из администрации субъекта Федерации в муниципальные образования. Иными словами, если этот закон, разработанный по инициативе В. Филиппова при поддержке президента, будет принят, можно будет говорить о целевых дотациях на зарплату учителям. На зарплату и на то, что предусмотрено по стандарту образования.
– Что получают регионы сейчас?
– Они могут получать ссуды тогда, когда кассовый разрыв усугубляется и накапливаются долги по зарплате бюджетникам. Благодаря ссудам и трансфертам нам удалось к 1 сентября погасить долги по отпускным, снизить долги по зарплате, они составляют сейчас 0,7-0,8 месячного фонда заработной платы.
– Скажите, хоть раз вы анализировали то, как доходят до конкретной школы деньги, предназначенные на зарплату учителям, которые поступали из федерального центра?
– Полтора года назад я выезжал по поручению В.И.Матвиенко в Омск и вместе с областным КРУ проверял обоснованность траты трансфертных средств. Долги по городу составляли 4-5 месяцев, и ситуация была непростой. Так вот, мы тогда установили, что из трансфертных денег были взяты существенные суммы на асфальтирование площади городского рынка.
– И мэра наказали?
– Сегодня он – первый заместитель министра природных ресурсов РФ. Но нельзя было его наказать, потому что все пока зависит от воли губернатора или мэра: пустить эти деньги на зарплату или асфальтировать площади. Конечно, это ненормально. Закон, о котором я говорил, пока не подписан президентом. Он настолько в курсе дела, что, когда принесли документ на подпись, Владимир Владимирович задал один, но очень существенный вопрос: “Как деньги из центра будут доходить до конкретной школы?” Мы получили задание от вице-премьера В. Матвиенко вместе с Минфином разработать порядок доведения средств до каждой школы. Тогда учитель будет вовремя и в полном объеме получать свою зарплату.
– Какой она будет, если введут отраслевую оплату труда?
– Вместо ЕТС будут разработаны новые отраслевые системы оплаты труда. Октябрьская индексация приурочена к отказу от Единой тарифной сетки.
– Какими будут “три кита”, на которых станет держаться отраслевая система оплаты труда педагогов?
– Первое – будет учитываться уровень образования работника. Если у него за плечами начальная школа, зарплата будет одной, если он закончил ПТУ, техникум или вуз – другой. Получил повышение квалификации – получай надбавку к зарплате. Второй показатель – сложность труда. Вокруг него сейчас идет большая дискуссия – кто и как должен определять сложность (а следовательно, размер оплаты) труда того же педагога. Третий критерий – стаж работы, причем планируется установить 6 стажевых категорий по всем уровням образования с коэффициентом, учитывающим увеличение стажа.
– Чем больше стаж, тем больше оплата труда?
– Да, но мы заложили в проект такую спорную вещь, как резкое увеличение оплаты труда до стажа 15 лет и плавное увеличение зарплаты после достижения этого показателя. Иначе пенсионеры не уйдут с работы, а система будет неминуемо стариться. Вокруг этого критерия тоже идут ожесточенные споры, поэтому мы стараемся учесть все разумные предложения, все конструктивные замечания. На все про все нам дан всего лишь год, до октября будущего года. Мы собираемся предложить изменения в существующие законы или даже новые законопроекты, разработать множество тарификационных справочников, которых пока нет.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте