search
main
0

Грех уныния

Смеясь, ребенку гораздо легче расстаться и со своими обидами, и со страхами, и с капризами

За годы работы с трудными детьми у меня накопилась большая стопка анкет. В каждой из них есть вопрос: “Часто ли у вас в семье смеются, шутят?” В большинстве случаев родители отвечают на него положительно, но потом заглядываешь в детскую анкету и видишь, что на вопрос: “Кто из взрослых рассказывает тебе что-нибудь смешное?” ребенок ответил: “Никто” или: “Гости”. А преобладающее мамино настроение определил как грустное, серьезное или даже сердитое.

С чего нам веселиться? – возражают родители, если завести речь о том, что их вечная мрачность давит на детей. – Если б они нас радовали, а то… Да и жизнь сейчас не особенно располагает к веселью.

И очень нелегко бывает объяснить, что мрачность и уныние только усугубляют ситуацию. Так же, как зло порождает зло. Признаться, я долго не понимала, почему христианство объявило уныние смертным грехом. Казалось бы, зависть – да, злоба – да. Но уныние?

Однако теперь, не раз и не два увидев, как тяжко приходится детям в семьях, куда юмору вход воспрещен, я прекрасно это понимаю. У унылого человека нет сил ни на что. В том числе и на борьбу со злом. Так что в унылой, мрачной атмосфере пышным цветом расцветают и агрессия, и страхи, и зависть, и многое-многое другое.

А ведь дети самой природой созданы для радости! Их ничего не стоит рассмешить, и сколько раз бывало, что даже законченные маленькие меланхолики, попав в компанию, где царило доброжелательное веселье, на глазах расцветали и становились общительней. Смеясь, детям гораздо легче расстаться и со своими обидами, и со страхами, и с капризами. Смех защищает человека, делает его сильнее и неуязвимее. Особенно это важно сейчас, когда так возросли детские неврозы, а значит, наши малыши особенно нуждаются в психологической поддержке.

– Да, но как быть, если ребенок не понимает юмора? – спрашивают родители. – Мой так просто не выносит шуток в свой адрес!

Самое забавное, что частенько это слышишь от людей повышенно обидчивых, в беседе с которыми приходится чрезвычайно осторожно выбирать слова. А уж о шутках в их адрес и помыслить нельзя! Впрочем, взрослые нередко требуют от детей того, чего им недостает самим…

Не надо приучать ребенка смеяться над собой. Неужели нет других поводов для веселья? Лучше побольше его хвалите, чтобы повысить самооценку. И когда он психологически укрепится, он сам дозреет до того, чтобы посмеяться над какими-то своими промахами. А от подтрунивания над внешностью как детей, так и взрослых лучше воздерживаться всегда. Неудачная шутка может запасть человеку в душу и ранить его на всю жизнь. Особенно опасно посмеиваться над тем, что невозможно или очень трудно изменить. Скажем, над курносым носом, обилием веснушек, полнотой или неуклюжестью. Скольких несчастий (в том числе и государственного масштаба) можно было бы избежать, если бы их виновники в детстве не чувствовали себя посмешищем! И в результате не затаили бы в душе злобу на людей.

Вообще надо отметить, что у взрослых и у детей достаточно разные представления о смешном. Из-за чего порой и происходят недоразумения. Вы обращали внимание, над чем обычно смеются дети, когда смотрят мультфильмы? Персонаж упал в лужу, врезался в столб, сел мимо стула… Взрослые досадливо морщатся, слыша детский смех в эти по сути малоприятные моменты, а некоторые мамы даже упрекают свое чадо в жестокости. Точно так же и при чтении книжек дети пропускают мимо ушей то, что вызывает улыбку у нас, и покатываются со смеху, когда литературный герой допускает в речи оговорки или неправильно произносит какие-либо слова. Да вспомните хотя бы, как вас самих в детстве смешили “фыфки” и “хыхки” из рассказа В. Драгунского! Хотя если посмотреть со взрослой колокольни, что уж тут такого смешного? Ну нет у детей передних зубов, вот они и не выговаривают слово “шишки”. Эка невидаль!

Но на самом деле это просто зачатки чувства юмора, первая ступенька, не преодолев которую невозможно взобраться дальше. По сути мы смеемся над тем же самым, только оно облечено в более сложную форму. Скажем, мы не будем уже смеяться над тем, что два героя на сцене, пятясь задом и якобы не замечая друг друга, в конце концов сталкиваются спинами. Но ситуация, когда герой, зайдя по ошибке в чужую квартиру, укладывается в чужую постель, а затем его там обнаруживает хозяйка (сюжет кинофильма “Ирония судьбы…”), вызывает смех и у нас. А что такое пресловутая “игра слов”, как не те же “фыфки”, только для взрослых!

Конечно, развитие чувства юмора очень зависит от уровня культуры в обществе. Если в нем верхом остроумия считаются комиксы и примитивные сценки, когда за кадром в нужных местах звучит дружный смех – чтобы даже идиоту было понятно, что автор сценария сострил, – то вполне может статься, ребенок не продвинется дальше первой ступеньки.

В последние годы и наши дети, воспитывающиеся примерно на том же материале, что и их западные сверстники, подотстали в плане развития чувства юмора по сравнению со школьниками 80-х. Но пока, по-моему, мы еще не догнали “цивилизованный мир”. В общем-то, чувство юмора у нас пока не отбито. Яркое тому доказательство – остроумные анекдоты про “новых русских”. А потому надежда на преемственность в воспитании в данном случае все-таки есть.

Впрочем, существует и другая крайность: порой взрослые общаются с ребенком исключительно в ироническом ключе. (Это чаще всего бывают люди либерального склада, которым близок постмодернизм). И ребенок, естественно, копирующий поведение папы и мамы, сызмальства привыкает к тому, что ни о чем на свете не следует говорить всерьез. А поскольку с иронией у детей плоховато (для этого необходимо высокоразвитое чувство юмора), то она вырождается у них в ерничанье или даже в откровенную дурашливость. В результате ребенок превращается в шута, на которого все показывают пальцем, а родители, не понимая, что они сами это спровоцировали, разводят руками: дескать, в кого он у нас такой? “Достучаться” до такого человека бывает чрезвычайно трудно, ведь приходится ломать стереотипы, усвоенные чуть ли не с младенчества и потому накрепко впечатавшиеся в подсознание.

Развивать у детей чувство юмора, конечно, надо, но в дошкольном и младшем школьном возрасте гораздо важнее другое. Важно не задавить природную жизнерадостность, в той или иной степени присущую каждому малышу. А для этого прежде всего следить за своим выражением лица и тоном. Иначе мы так и будем напоминать дикарей из шуточной песенки, которые “на лицо ужасные, добрые внутри”. А в жизни это, ей-богу, не смешно!

Татьяна ШИШОВА

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте