Союз ректоров, возглавляемый ректором МГУ Виктором Садовничим, давно уже стал серьезной силой в системе общественно-государственного управления образованием. У Союза директоров средних специальных учебных заведений России, президентом которого является Виктор Демин, директор Красногорского оптико-электронного колледжа, есть все предпосылки для того, чтобы стать силой не менее влиятельной. Этот вывод мы можем сделать из интервью, которое Виктор Михайлович впервые дал для нашего издания.
– Виктор Михайлович, последнее время СПО было “забытой отраслью” отечественного образования…
– Это в самом деле так. Например, в “Стратегии реформирования…”, более известной как “план Грефа” не было ни слова об СПО. Мы напомнили о себе – теперь среднему профобразованию отведен целый раздел.
– Вероятно, это связано с тем, что “техникумовцы”, в отличие от “вузовцев” и “профтеховцев” – контингент тихий.
– Шум вокруг вузов понятен. Сложное положение, в которое попали профтеховцы, связано с обвальным падением в период реформ объемов производства. Тут и конверсия, и банкротство предприятий, и отсутствие заказов. А среднее профобразование во все времена остается золотой серединой – количество ссузов, в отличие от ПУ не сокращается, но и не растет с такой подозрительной быстротой, как филиалы вузов.
– Не хотите ли вы сказать, что ХХI век – это эра не высшего, а среднего профессионального образования?
– Вполне возможно. По крайней мере сейчас у нас в стране людей, имеющих среднее профобразование, в полтора раза больше, чем тех, кто учился в вузах. Вряд ли стоит кого-то убеждать в значимости среднего профессионального образования, если 26 процентов всех специалистов в России – наши выпускники. СПО – основа формирования среднего класса страны. Да, мы с уважением относимся к вузам, многому у них учимся. Но, к сожалению, под эгидой университетских комплексов потерялись многие средние специальные учебные заведения. А мы не хотим быть пасынками высшей школы! Идея комплексов привлекательна. Но почему они обязательно должны быть университетскими, а не, допустим, образовательными? Кроме того, непонятно, почему столь малое внимание уделяется среднему профобразованию, когда речь идет о введении единого экзамена и ГИФО. Да и обучение в ссузах дешевле, чем в вузах и ПУ.
– Зато профтехучилища решают важную социальную задачу: “держат” предармейскую молодежь в своих стенах…
– А у нас тоже много юношей после девятилетки, ведь сегодня школа не всех берет в 10-й класс. Парням перед армией, а барышням перед замужеством мы дадим профессию на любой вкус – “наши люди” везде. В здравоохранении (47 %), в финансах (39 %), в торговле и питании (37 %), на транспорте и в связи (36 %), в образовании, культуре и искусстве (31 %). Только за последние три года мы открыли 20 новых специальностей.
– Как Минобразование относится к деятельности возглавляемого вами Союза?
– С пониманием. Благодаря министру образования Владимиру Филиппову, его позиции, наш голос был услышан при обсуждении важнейших, концептуальных вопросов. Члены Союза вошли в составы Правительственной Комиссии по присуждению премий Президента РФ и Правительства в области образования. Мы работаем с Федеральным экспертным советом по книгоизданию и с Коллегией Министерства по лицензированию и аккредитации.
Президиум Союза, его секции готовят предложения по поддержке учебных заведений малых городов, по финансированию подготовки наукоемких, высокотехнологичных и дефицитных специальностей. Хотим совместно с Минобразованием учредить фонд “Грант” для тех, кто будет способствовать развитию системы СПО.
– В марте пройдет внеочередной съезд директоров СПО…
– На самом деле в созыве съезда нет ничего чрезвычайного. Во-первых, необходимо дать оценку реализации программы развития СПО, принятой год назад на коллегии министерства. Во-вторых, мы должны выразить свое отношение к стратегии реформирования. И, наконец, мы обеспокоены появлением множеством документов, законов, которые не учитывают специфики и интересов среднего профобразования. Так что без работы на съезде не останемся…
Сергей КОСЫГИН
Комментарии