search
main
0

Гражданственность – флаг, а не флюгер

И прошлое может стать современным

Три года назад за большие заслуги в области гражданско-патриотического воспитания нашей школе было присвоено имя Василия Никитича Татищева, выдающегося государственного деятеля, историка, географа, экономиста, автора первого капитального труда по русской истории, основателя Ставрополя (ныне Тольятти), Екатеринбурга и Перми. В когорте известных отечественных личностей он занимает достойное место. Памятники в его честь установлены в Тольятти, Екатеринбурге, Перми. Бюст великого гражданина своей страны есть в Волжском университете, носящем его имя, в июне 2022 года Астраханскому государственному университету присвоено имя Василия Никитича Татищева. Существуют премии, олимпиады, корабль, почтовый конверт, посвященные ему, есть даже гора Татищева, которая украшает город Екатеринбург, напоминая жителям о его исторических истоках. Этот человек навсегда вошел в историю страны, его вклад в освоение ее важной части – Поволжья и Урала – неоценим!

 

Вот уже более года, заходя в вестибюль школы №2 имени В.Н.Татищева Перми, ученики и педагоги видят перед собой бюст Татищева. Серьезная подготовительная работа по присвоению школе имени Василия Никитича Татищева и созданию культурно-образовательного центра имени В.Н.Татищева значительно активизировала совместную краеведческую и исследовательскую деятельность учителей и учеников, породила новые формы сетевого взаимодействия, многое изменила в подходах к изучению истории малой родины, ее традиций и особенностей. Иным стало не только содержательное наполнение многих школьных культурно-исторических событий, но и само оформление, художественно-эстетическое пространство школы. Мы оказались в эпицентре большого образовательного проекта «Пермь Великая». Причастность к чему-то большому и значимому поднимает дух, повышает интерес к прошлому, расширяет представления о нем у всех участников образовательного процесса, меняет подходы к изучению самой истории и пониманию ее роли современным человеком. Мы еще раз убедились в том, что гражданственность и патриотизм – это не громкие слова и лозунги, а реальные дела и поступки, подлинное служение своей стране, о чем так ярко и проникновенно сказал в 1971 году в стихотворении «Гражданственность» поэт Евгений Евтушенко:

Ты, гражданственность, – флаг, а не флюгер.

Флюгер слишком усердно скриплив.

Тот, кто Родину подлинно любит,

тот в любви никогда не криклив.

Школа добра, красоты, гражданственности (таков наш главный девиз) ровно год назад стала инновационной площадкой по теме «Организация сетевой формы взаимодействия в области гражданско-патриотического воспитания в целях формирования базовых национальных ценностей», что, вероятно, явилось следствием накопленного нами опыта в этом направлении, нового статуса, связанного с именем выдающегося историка и основателя Перми Татищева. Свою роль сыграли авторитет школы и признание коллег в нашем педагогическом сообществе. Сетевое взаимодействие обеспечивает интеграцию уникального опыта школы, возможностей и знаний педагогов. Приоритетная задача – создание системы деятельности, ориентированной на формирование гармоничной личности, воспитание гражданина России – зрелого, ответственного человека, в котором сочетаются любовь к большой и малой родине, общенациональная и этническая идентичность, уважение к культуре, традициям людей, которые живут рядом.

Известно, что сетевое взаимодействие как система связей, которая позволяет разрабатывать, апробировать и предлагать профессиональному педагогическому сообществу инновационные модели содержания образования и управления системой образования, становится сегодня все более востребованной образовательной технологией, поскольку она рассматривается еще и как эффективный способ деятельности по совместному использованию ресурсов, как актуальная форма достижения образовательных и воспитательных целей. Старт в проект начался с заключения договоров о взаимном сотрудничестве с Пермским государственным научно-исследовательским университетом, Пермским государственным гуманитарно-педагогическим университетом, краеведческим музеем, Музеем России «Моя история». Это позволило обеспечить интеграцию уникального опыта, возможностей и знаний наших социальных партнеров.

Чтобы модель сетевого взаимодействия была полезной, реально работающей и эффективной, используя опыт предыдущих лет, мы сделали ставку на консолидацию коллектива, командное взаимодействие, на содержательное наполнение самого процесса гражданско-патриотического воспитания, разнообразили применяемые технологии, формы, методы взаимодействия всех, кто причастен к этой сфере деятельности как внутри школы, так и за ее пределами.

Школьная жизнь еще более наполнилась проектной деятельностью, волонтерским движением, образовательными событиями, социальными акциями, медиаресурсами, социальными сетями, краеведческим моделированием, исторической реконструкцией, арт-технологией, ретроспективной игрой.

Принципиально важную роль в достижении поставленных целей сыграли пять проектных офисов, каждый из которых решал конкретную задачу и выполнял определенную функцию. Они стали инструментом реализации наших планов в инновационном проекте, связанном с организацией сетевого взаимодействия как ресурса гражданско-патриотического воспитания школьников.

 

Проектный офис «Педагоги за гражданское общество»

Приоритетные задачи здесь – профессиональное развитие педагогов, система наставничества и школа молодого педагога. Надо отметить, что педагогический коллектив обладает высоким творческим потенциалом: 25% учителей отмечены отраслевыми наградами, 65% из них являются победителями и призерами конкурса педагогического мастерства. Воспитательная программа школы стала победителем Всероссийского конкурса «Воспитай гражданина» и краевого конкурса воспитательных систем школы. Мы создали вертикально-горизонтальную систему управления. Все педагоги включены в проектную деятельность, возглавляя органы школьного самоуправления и структурные подразделения школы. Опыт школы транслируется на различных конкурсах, форумах и конференциях. Яркие примеры – форум «Все звезды в гости к нам», которому в этом году исполнилось восемь лет, краевой конкурс и фестиваль по духовно-нравственному воспитанию «Со-Бытие». Школа – абсолютный победитель первого Всероссийского конкурса «Успешная школа». На нашей базе проводятся стажировочные площадки всероссийского уровня. Среди важных направлений деятельности отметим и такое, как организация уникальных авторских курсов для педагогов Перми и Пермского края по гражданско-правовому воспитанию.

 

Проектный офис «Включение школьников в историческое и культурное наследие России и Пермского края»

Культурное пространство школы имеет многоуровневую структуру. Внутришкольная организация художественно-эстетической среды – это освоение социокультурного пространства города и региона, включение в пространство мировой и российской культуры. Более 20 лет в школе реализуется уникальный проект «Культурологические практики учащихся в ведущих культурных центрах и музеях страны». Ученики защищают свои культурологические проекты в Эрмитаже, Русском музее, Третьяковской галерее, Музее изобразительных искусств имени А.С.Пушкина, в Ясной Поляне, в Михайловском. Главными направлениями деятельности здесь стали организация участия учащихся школы в проекте Пермского края «Дети идут к детям», создание уникальных краеведческих маршрутов по Пермскому краю, разработка методических пособий для педагогов и рабочих тетрадей для учащихся и др.

 

Проектный офис «Развитие школьного самоуправления»

70% учащихся нашей образовательной организации реально включены в ученическое самоуправление. У нас сформированы команды школьного актива, выпускается газета, функционируют телестудия, медиацентр, школьная филармония, музей, институт президентства.

Главные направления деятельности:

– трансляция опыта школы на семинарах и конференциях;

– организация проектов с уполномоченным по правам ребенка Пермского края и уполномоченным по правам человека Пермского края;

– развитие связей с Законодательным собранием Пермского края;

– развитие связей детских школьных объединений Перми и Пермского края;

– развитие проектной деятельности учащихся.

 

Проектный офис «Гражданско-патриотическое образование и воспитание»

В школе сформировано высокопрофессиональное объединение историков и обществоведов. Наши дети – постоянные участники и победители олимпиад и конкурсов «Колесо истории», «Законодатели Пермского края», межрегиональных игр MagistraVita, открытых олимпиад «Юные таланты ПНИПУ», олимпиад РЭУ имени Г.В.Плеханова, олимпиады «Покори Воробьевы горы». Внутри образовательной организации действуют школы юного историка, юного юриста, а также военно-патриотический клуб «Рекрут».

Осуществлять и поддерживать эту деятельность позволяют профессиональные связи и взаимодействие с вузами и общественными организациями Перми и Пермского края, России, совместные акции с Молодежным парламентом Пермской городской Думы, обучающие программы и экскурсии в краеведческом музее, привлечение преподавателей вузов в качестве руководителей научно-исследовательских работ учащихся, развитие концепции ежегодного Фестиваля исторических реконструкций.

 

Проектный офис «Россия – Пермь – Татищев»

Став школой имени В.Н.Татищева, мы не только активизировали свою деятельность в направлении повышения интереса к выдающемуся государственному деятелю В.Н.Татищеву, но и создали исторический ландшафтный Татищевский дворик, Аллею губернаторов, а также разработали концепцию развития школы как школы, которая носит имя основателя города, и значительно расширили контакты с ведущими музеями Екатеринбурга, Москвы, Санкт-Петербурга по изучению наследия В.Н.Татищева. За эти годы мы также попытались привлечь педагогическое сообщество края к формированию методического банка данных для урочных и вне­урочных мероприятий, посвященных деятельности В.Н.Татищева, создали волонтерские экскурсионные группы учащихся по тематике истории Перми на территории Татищевского дворика и Аллеи губернаторов, разработали историко-краеведческий маршрут «Татищев. Рождение Перми», вовлекли школьников Перми и Пермского края в спортивно-интеллектуальные соревнования «Краеведческое ориентирование по историческому центру города». Ежегодно 19 апреля, в день рождения В.Н.Татищева, проводим историко-краеведческую игру.

Осуществление проекта и создание историко-краеведческого комплекса «Россия – Пермь – Татищев» – это вхождение в музейный комплекс Пермского края: Пермский краеведческий музей, Музей пермских древностей, Пермская художественная галерея, интерактивный музей «Исторический парк «Россия – моя история».

Все пять представленных проектных офисов мы рассматриваем как важный ресурс для сетевого взаимодействия, которое позволяет выстроить диалог между нашими социальными партнерами, расширяет образовательное пространство и новые профессиональные и социальные связи. И за всем этим стоит главная цель – воспитание гражданина, патриота, достойного, ответственного и деятельного человека! Личности, которая любит свою страну и душой болеет за ее будущее.

Валентина КРАСНОСЕЛЬСКИХ, директор школы №2 с углубленным изучением предметов гуманитарного профиля имени В.Н.Татищева, Пермь

 

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте