Демократическое гражданское образование сегодня – это высокоэффективные средства обучения и воспитания, которые могут обеспечить новое поколение россиян глубокими знаниями, жизненно важными умениями и навыками, высокими нравственными ценностями, правовыми и гражданскими установками. Целая сеть общественных и образовательных ассоциаций и организаций ведет работу по созданию, развитию и распространению передового педагогического опыта.
Многовековая история России сложилась так, что произвол и всесилие государства, с одной стороны, и невежество, безответственность, пассивность, равнодушие жителей страны, с другой, превращают нашу Родину в общество бесконечного и бескрайнего кризиса, постоянных шатаний и шараханий из одной крайности в другую, что существенно замедляет и затрудняет ее развитие.
В настоящее время складывается уникальная ситуация, которая предоставляет обществу и ее гражданам благоприятную возможность общими усилиями начать поиски выхода из структурного, всеохватывающего кризиса, который держит страну в тисках отсталости.
Гражданское образование начинается с желания помочь своей стране стать свободной и процветающей и со стремления реализовать свой личный потенциал, со знания своих прав и обязанностей и умения их использовать во имя общего блага и личного благополучия. Со способности вести диалог с другими людьми и властью, подымая самые острые общественные проблемы, отыскивая наиболее социально приемлемые способы и средства их разрешения, ведь только так, сообща, “всем миром” можно принять самое разумное, взвешенное, ответственное решение, которое устраивает большую часть общества и обогащает его, а граждане получают бесценный опыт самоуправления и урок гражданского образования.
Гражданскому образованию содействует большое количество общественных неправительственных организаций. Среди них следует выделить Межрегиональную ассоциацию “За гражданское образование”, которая имеет более 20 региональных отделений по России, Санкт-Петербургскую образовательную программу “Живое право”, программу “Мой выбор”, Научно-внедренческий центр “Гражданин”, Молодежный центр прав человека и правовой культуры. На их счету разработка новых учебно-методических пособий по гражданскому и правовому образованию для всех групп населения, они оказывают активную информационную, научно-методическую, организационную помощь всем заинтересованным в развитии гражданского образования в стране. При “Учительской газете” с 1996 года существует приложение “Граждановедение”, которое является органом Межрегиональной ассоциации “За гражданское образование”. На его страницах публикуются авторские программы и курсы по граждановедческим дисциплинам, интересные планы учебных занятий, проходит представление новых учебных пособий, образовательных проектов, актуального педагогического опыта. Осваиваются просторы интернета. Civicnet Russia – носит название страница Межрегиональной ассоциации “За гражданское образование”, где можно найти самую свежую информацию о деятельности в области гражданского образования в России. Например, с 2000 года ассоциация начала крупную Всероссийскую акцию “Я – гражданин России”, учредителями которой являются, кроме ассоциации, Министерство образования РФ, Самарский региональный центр гражданского образования и Академия повышения квалификации и переподготовки работников образования. Цель акции – содействие формированию активной гражданской позиции учащихся и вовлечение их в решение актуальных проблем российского общества. Дети и взрослые совместными усилиями принимали участие в решении важнейших проблем местного сообщества, они искали пути взаимодействия с властью в реализации социально значимых проектов.
Гражданское образование объединяет важнейшие педагогические и политические идеи и теории: во-первых, правовые демократические отношения зависят от развития самоуправления и вовлеченности граждан в общественную жизнь, от их участия в процессе принятия общественно значимых решений, во-вторых, обучение демократическому гражданству лучше всего происходит через непосредственное вовлечение в активную общественную деятельность, что по мере участия в обучении обогащает содержание гражданского образования, в-третьих, исследование проблем местного сообщества и разрешение их, что является основным содержанием гражданского образования, помогает стать активными, ответственными и компетентными гражданами, в-четвертых, именно через принадлежность к местному сообществу можно исследовать свою идентичность, стать патриотом Родины, найти свое место в жизни, в-пятых, само гражданское действие на благо местного сообщества является важнейшим ресурсом не только гражданского образования, страны, а идеи, энергия, воля и стремление граждан приобретают позитивную направленность и с успехом используются при решении общественных проблем.
Предложения к гражданскому форуму орловской инициативной группы:
1. Разработка законодательной базы, направленной на утверждение и распространение гражданского образования, создание минимальных стандартов и других документов, имеющих политическое и стратегическое значение для утверждения и развития гражданского образования в стране.
2. Создание условий для развития региональных систем гражданского образования, образовательных программ, профессиональных образовательных сообществ, гражданских общественно – государственных центров, направленных на разработку, распространение и управление образовательным процессом, на усовершенствование системы подготовки и переподготовки преподавателей и других специалистов в области гражданского образования и способствующих демократизации всех уровней образования.
3. Изучение и распространение современных активных и интерактивных образовательных технологий, таких, как социальное проектирование, учебное сотрудничество, учебные игры, гражданский форум и другие, а также апробация и внедрение эффективных образовательных программ: “Живое Право”, “Мой выбор”, Проект “Гражданин”, “Новая цивилизация” и другие.
4. Обобщение и выпуск учебных и методических пособий, которые бы аккумулировали передовой педагогический опыт.
Гражданское образование имеет критическое значение для России. Как гласит старинная пословица “Развитие цивилизации есть соревнование между катастрофой и образованием, но в демократическом правовом свободном обществе можно быть уверенным, что образование поможет избежать катастрофы”.
И. БОРОДИН,
заместитель председателя общественной организации “Русская провинция”;
Е. ШАБОЛИНА,
председатель городской организации практикующих психологов;
А. ИКОННИКОВ,
Ю. АНТЮХОВ,
члены правления регионального отделения Межрегиональной ассоциации “За гражданское образование”;
Т. КОНОНЫГИНА,
председатель областной организации – общество “Знание” России
Комментарии