– Я думаю, что гражданское образование начинается с того, что рядом сидят взрослые и дети, – верно заметила на открытии мероприятия Елена Евгеньевна Чепурных, заместитель министра образования.
Лидер движения “Правое дело” Борис Ефимович Немцов учел в своем выступлении подготовленность аудитории к восприятию насущных общественных проблем. Его насыщенная эмоциональная речь была построена по всем законам ораторского искусства. Недаром после нее сразу посыпались вопросы из зала. К тому же Борис Ефимович затронул очень важную тему – создание попечительских советов в школах и блестяще аргументировал их необходимость.
Микела Чекини, руководитель сектора “Образование для демократического гражданства Совета Европы”, подчеркнула, что в любой стране гражданское образование – это образование для людей, которые будут строить открытое общество с соблюдением прав каждого человека и мирного разрешения всех конфликтов.
Министр-советник по вопросам печати и культуры Посольства США Александр Алмазов пожелал участникам Недели гражданского образования плодотворной работы. Он также посоветовал не забывать позицию мудрого Вольтера, который мог не соглашаться с тем, что говорит собеседник, но был готов защищать его право на собственное мнение ценой своей жизни.
Неделя гражданского образования поистине стала неделей сотрудничества и понимания. Эту атмосферу она сохранила на все дни. Зарубежные гости стали полноправными участниками всех мероприятий. В работе конференции, семинаров, секций активное участие приняли Евгений Беляков, представитель Американской федерации учителей в Москве (АФУ), Максим Ферштман, сотрудник Департамента образования Совета Европы, Римма Перельмутер, координатор Международных программ АФУ. В рамках Недели прошла ярмарка региональных проектов и учебных пособий по гражданскому образованию. Подвела итог Недели отчетно-выборная конференция Ассоциации “За гражданское образование”. Ее президентом единогласно избран главный редактор “Учительской газеты” Петр Григорьевич Положевец.
Взрослые участники Недели гражданского образования начали свою работу за “круглым столом”. Расположившись напротив друг друга, они завели серьезный разговор о проблемах гражданского образования в России. Полтора часа шел плодотворный, интересный обмен мнениями. Какими должны быть стандарты гражданско-правового образования? Как создать демократическую обстановку в школе? Как вести подготовку и переподготовку кадров гражданского образования?
Учительница Аман Хамидуллина прибыла в Москву из маленького поселка в Оренбургской области. Преподаватель истории, мать двоих сыновей, она ощутила, насколько необходимо сегодня ребятам граждановедение. И не только им. Делясь своими проблемами, она не скрывала боли за состояние села. Безработица, трудная жизнь, деградация населения… Как ни странно, выпускники школы в большинстве случаев остаются в селе и пополняют ряды равнодушных обывателей. Как противостоять этому? Школьники, изучающие граждановедение, помогли организовать форум сельской молодежи. На него вынесли самые насущные проблемы. Что нужно сделать для подъема села и каково участие каждого? Результатом стало письменное обращение к администрации поселка и района. Состоялась встреча с руководителями. И кое-что удалось сдвинуть с мертвой точки. Ведь важно пробудить сознание, желание изменить что-то вокруг, а уж после этого обязательно приходит время для действий. Ведь правильно заметил кто-то из ребят, что, когда все взрослые и дети перестанут быть равнодушными обывателями, тогда изменится жизнь к лучшему.
Сергей Дмитриевич Оленин является сопредседателем Ассоциации “За гражданское образование” в городе Набережные Челны. Он преподаватель французского языка. Граждановедение для Республики Татарстан – новый предмет, в школах его преподают факультативно. Но уже замечено, что граждановедение очень привлекает ребят. Недавно ассоциация с помощью школьников организовала дискуссию для молодежи города “Что такое гражданское общество”. И в этом очень помогает опыт зарубежных коллег. Была установлена связь по Интернету с директором небольшой начальной школы селения Амайю во Франции. Он поделился опытом, как юные жители принимают участие в различных гражданских ассоциациях. Их создано более двадцати.
Только на этих двух примерах видно, как много зависит от творческой инициативы взрослых людей. Такие энтузиасты, проводники идей гражданского образования, конечно же, очень нужны. Как сделать, чтобы число их увеличивалось год от года? Подобные Недели гражданского образования играют в этом очень важную роль. Создание гражданского общества – это, конечно же, дело самого общества. Государство к этому не готово. И поэтому надо объединять все силы, которые могли и хотели бы этому содействовать. На семинаре “Роль и место неправительственных организаций в становлении гражданского общества” слушатели обменивались наработанным опытом. Рассказывали о том, что удалось сделать, какие задачи предстоит решать. Елена Анатольевна Ленская, заместитель директора Британского совета по образованию и английскому языку, поставила вопрос о том, что нужно сделать, чтобы обеспечить во всех уголках России гражданское образование. Примечательно, что на каждом семинаре обязательно рождались новые идеи, предложения. Вот и здесь все согласились с Еленой Анатольевной, что необходимы подготовленные кадры, умеющие преподавать граждановедение, и они должны быть не одиночками в школе, требуются команды единомышленников. Конечно же, необходимы центры, которые могли транслировать передовой опыт во все регионы России.
Ярмарка региональных проектов тут же подтвердила результативность коллективных усилий. Проект “Школа – правовое пространство” (автор и руководитель сотрудник Института “Открытое общество” Лидия Ивановна Семина) объединил школы в различных регионах страны. Это не игра в демократию, в выборы президента школьной республики. Во всех школах, работающих в рамках проекта, дети вместе с учителями строят жизнь в соответствии с нормативными правовыми актами. Растет поколение, которое желает востребовать свои правовые нормы, записанные в Конституции.
С каждым годом появляется все больше активных сторонников гражданского образования. Это коллектив гимназии ? 1 города Новоуральска Свердловской области, 13-я обнинская школа Калужской области, 34-я брянская, школа “Универс” города Красноярска, 1-я гимназия города Сызрани Самарской области… Они вносят замечательный вклад в копилку опыта построения гражданского общества.
Одним из актуальных вопросов,сегодня стала проблема кадров гражданского образования. Какой должна быть система переподготовки и повышения квалификации преподавателей граждановедческих дисциплин? Об этом шла речь на одноименном семинаре. Маргарита Леонидовна Селькова, заместитель декана исторического факультета Поморского государственного университета из Архангельска, рассказала о разветвленной системе подготовки и переподготовки учителей граждановедения. Ее создают Институт повышения квалификации, педвуз, органы народного образования и международные фонды.
В Пензенском университете уже набрали первую группу студентов, которые в будущем будут преподавать в школах граждановедческие, философские, обществоведческие дисциплины. Мало “переучивать” историков, литераторов, надо готовить в вузах преподавателей граждановедческих дисциплин. Пока таких адресов очень мало. Пенза, Самара, Красноярск, Брянск…
Интересная модель повышения квалификации педагогов в системе гражданского образования создается в Калужской области. Здесь реализуется совместный проект Министерства образования и Совета Европы. Используется не только зарубежный опыт, но и собственные наработки. Новая модель будет полностью реализована к 2001 году. Принципиально важно, что в ней предусмотрено повышение квалификации в сфере гражданского образования учителей начальных классов, классных руководителей, воспитателей, специалистов органов народного образования. Развитие системы гражданского образования поддерживается губернатором области, Законодательным собранием, областной избирательной комиссией.
Можно сказать, что плодотворная работа всех участников Недели гражданского образования дала новый импульс для дальнейшего развития гражданского образования в регионах России. Стало ясно, что Министерство образования готово сотрудничать со всеми заинтересованными организациями, в частности с Ассоциацией “За гражданское образование”. Министерство поддержало идею ассоциации о проведении открытого конкурса на создание стандартов и измерителей качества гуманитарного образования. Важно, что все участники конференции осознали необходимость развития интегративного и междисциплинарного подходов преподавания граждановедения в школе. Многие учителя отметили, что на примере ряда проектов, которые реализуются совместно российскими педагогами и коллегами из Америки и Западной Европы, видна эффективность международного сотрудничества. Были выдвинуты задачи создания сети центров гражданского образования, формирования банка данных всех осуществляемых проектов в гражданском образовании, выработки концепции определения результативности гражданского образования.
Надежда СЕМЕНОВА
Из выступления президента Ассоциации “За гражданское образование” П.Положевца
На нашу Неделю гражданского образования собрались те, кто первым понял, что гражданское образование – это вовсе не школьный предмет. Это вся окружающая среда, это атмосфера школы, это совместные со взрослыми проекты, это реальное участие в жизни своего поселка, города. Это дискуссии учителя и ученика по вопросам, на которые учитель не всегда имеет ответы…
Ирина Горева из Новоуральска Свердловской области вместе со своими коллегами придумала прекрасный проект “Я – гражданин Новоуральска”. Уроки превратились в интересную исследовательскую работу. Прекрасная учительница Галина Романова из Сызрани Самарской области вместе с ребятами заставила городскую Думу обратить внимание на несколько проблем, которые уже давно стояли перед городом, но никак не решались. А начала она с игры в местные органы власти на уроке. “Учитель года-93” Олег Парамонов из Брянска сумел превратить уроки литературы в тонкий инструмент гражданского воспитания. Марина Шкробова из Ульяновска, Татьяна Иванова и Галина Смирнова из Московской области, Ирина Долинина из Пермской области… Я мог бы назвать еще десятки имен и фамилий учителей, которым очень близки слова из речи нобелевского лауреата мира за 1991 год АУНГ САН СУУ КИ, лидера демократического движения Бирмы.
“У нас в Бирме существует тенденция при воспитании своих детей пользоваться угрозами. В нашей стране мы угрожаем детям, уча их делать или не делать что-либо, вместо того чтобы объяснять им так, чтобы они поняли это сами. Такой подход к обучению путем устрашения приобрел настолько широкое распространение, что руководители, которые управляют нами, не пытаются объяснять какие-то вещи простым людям, а вместо этого для контроля над нами используют угрозы. Это является частью нашей культуры, которую нам следует изменить. Давайте учить наших детей, объясняя им. Это наша обязанность. Наш долг заключается в том, чтобы учить наших детей чувству справедливости и сострадания, пониманию происходящего вокруг них – за дверью класса, во взрослой жизни…”
В “Учительской газете” в прошлом году мы придумали Всероссийский конкурс детских плакатов и сочинений “Имею право!..”. Нашу идею активно поддержало Посольство Великобритании в Москве и Фонд Ноу-Хау. В конкурсе приняли участие около 110 тысяч школьников практически из всех регионов России. На второй тур авторитетное жюри отобрало 1536 работ.
Восьмиклассница Лейсан Камилева из Тюмени свое сочинение озаглавила так: “Я читала Конвенцию прав ребенка как детектив”. Она пишет: “Я имею право не принимать тот образ жизни, который нам навязывает общество. Я имею право исключить себя из поколения, “которое выбирает пепси и жевательную резинку”. Я имею право сделать из себя человека такого, каким я хочу себя видеть в будущем, и я сделаю. Мерзость жизни вокруг заставляет меня внутренне собраться и подготовить себя к действенной борьбе за свои права”.
А вот сочинение Лены Лукашовой из Ростовской области: “Что ждет нас в будущем? Ведь стоит оглянуться вокруг, и мы с огорчением увидим, что наша планета умирает на глазах. Она просит нас, своих жителей, прийти на помощь. Судьба планеты – в наших руках. Только мы сами можем спасти ее от гибели. Поэтому я призываю всех людей прийти в двадцать первый век под лозунгом “У нас другого дома нет”.
И еще одна цитата из сочинения Егора Дранишникова из Нижнего Тагила: “Я имею право служить в армии, где я буду личностью, где я буду защищать народ, а не преступников от народа, где на меня будут смотреть не с состраданием, а с уважением и даже завистью. Возможно, после реформы армия перестанет быть каторгой. Этого можно добиться, только осознав ответственность за каждый шаг, за каждое действие. Чувство ответственности – панацея от многих бед. И не только в армии”.
Я процитировал эти сочинения в подтверждение мысли Бориса Ефимовича Немцова, что Россию изменит поколение, которое пошло в школу при Горбачеве, диплом получило при Ельцине, а состоится в политике, бизнесе, науке уже при новом президенте.
Знаете, какой самый важный вывод сделали члены жюри и эксперты, читавшие детские работы: дети очень четко осознают, что мы живем в государстве, “находящемся в пути”, по определению Романа Херцога, и они уверены, что ни в коем случае для реализации прав человека не надо ждать того момента, когда цель процесса демократизации будет достигнута полностью.
Есть замечательная китайская поговорка: “Если вы заглядываете на год вперед, сажайте рис. Если вы заглядываете на десять лет вперед, сажайте деревья. Если вы заглядываете вперед на всю жизнь, обучите человека”. Надеюсь, что наша конференция как раз и заглядывает вперед на всю жизнь.
Комментарии