28 ноября 1866 года появилось это стихотворение Федора Тютчева. И стало одним из самых загадочных в русской литературе. Всегда так бывает: чем меньше сказано, тем более сокрыто. Лишь великий мыслитель мог так глубоко и емко сказать о своей Родине. Тютчевскую поэзию не случайно называют философской. Надо ли использовать на уроках литературы такие произведения? Ответ однозначен. Они помогают ребятам еще и еще раз задуматься над тем, что такое Отечество, родная земля. Гражданственность всегда там, где правда, какой бы горькой она ни была. Как понимают это стихотворение девятиклассники?
Елена И.: Тютчев пишет о непредсказуемости России.
Ирина В.: Для поэта Россия – это что-то неизмеримое, неприкосновенное.
Петр З.: Тютчев пишет, что в Россию можно только верить. Но сегодня уже все понимают, что и верить в Россию нельзя.
Елена П.: Тютчев предстает перед нами дальновидным человеком, видящим будущее страны. Здесь заметна тоска, какое-то отчаяние, охватившее поэта в момент написания стихотворения. Он хочет изменить что-либо, но не может. И это бессилие тягостно для него.
Евгения К.: Россия – великая страна. Поэт показывает глубину чувств, свое восхищение и любовь к Отечеству.
Ирина Ш.: Тютчев верит в Родину. Он хочет для своей страны лучшего. Поэт как бы передает нам эту любовь, веру. Он говорит, что даже если что-то трудно и неясно в нашей стране, все равно нужно не терять надежды.
У каждого из нас свое ощущение Родины. Это чувство приходит исподволь, неожиданно. Заставить любить нельзя – насилие всегда приводит к нравственному надлому. Можно ли заставить верить? Согласны ли школьники с утверждением поэта?
Михаил А.: Я согласен с мыслью Тютчева. Ведь даже сейчас, когда Россия в кризисе, мы верим в нее и надеемся на лучшую жизнь.
Наталья Т.: Я считаю, что для каждого человека Родина должна быть некоторым идеалом веры.
Татьяна Б.: Я согласна с Тютчевым. В России много загадок, как в прошлом, так и в будущем.
Екатерина В.: Россию многие не понимают, не хотят понять. Это неповторимая страна, она выделяется из всех. Некоторые не понимают, как можно жить в России, любить ее. Но для русских людей она всегда будет Родиной.
Павел К.: Поступки некоторых высокопоставленных чиновников иногда, действительно, трудно объяснить. Вряд ли они верят в Россию. Они желают блага только для себя.
Борис Б.: Я принимаю слова Тютчева и желаю России самого лучшего.
В конце урока попросим ребят выступить в роли начинающих поэтов и написать несколько строк на эту тему.
Владимир М.:
Россия огромна,
Красива, стройна,
Люблю я тебя,
Дорогая страна.
Екатерина В.:
Россию понять во многом нельзя,
Но будем мы к ней благосклонны.
Ведь это же Родина – ваша, моя…
И любим ее мы бесспорно!
Любое классическое произведение, как маленькое солнце, озаряющее человеческие души. Оно помогает ощутить зарождение гражданского духа, учит наших детей гражданской мудрости. Только нельзя навязывать им чье-то понимание. Лишь через свое понимание жизни они придут к возмужанию, зрелости.
Александр ИКОННИКОВ,
учитель русского языка и литературы,
член Союза журналистов России
Орел
Комментарии