search
main
0

Гражданские мотивы на уроках литературы Свободу ценит тот, кто был ее лишен

Я помню, как в восьмидесятые годы всего на один вечер мне дали почитать “Архипелаг ГУЛАГ” А. Солженицына. Всего на один вечер. Книжечка была издана малым форматом на папиросной бумаге. Не забуду свое состояние, когда я читал ее. Казалось, что вот она, голая и истерзанная правда, здесь, рядом. Книжка проделала большой путь – из Парижа в Россию… Но судьба-то ее какова! А судьба самого автора?!
Русская литература тем и жива, тем и изумляет весь мир, что выстрадана она душевной и физической болью писательской. А за правду – хоть в тюрьму, хоть на каторгу, хоть на виселицу, хоть под топор, хоть в солдаты, хоть под пули… Сколько их, писателей русских, доживших до глубокой старости? Большинство окончило свой жизненный путь молодыми. Господь сберег Александра Исаевича Солженицына. Не дал Всевышний погибнуть писателю ни в тюрьме, ни в раковом корпусе, ни вдали от родины. Для нас с вами, для нашей совести. Чтоб не давал уснуть ей, душе.
Мне очень нравятся солженицынские “Крохотки”. Маленькие произведения: раздумья, наблюдения, зарисовки, стихотворения в прозе. Писались они не сразу, в одночасье. С 1958 по 1960 год, когда писатель путешествовал на велосипеде по Средней России, были созданы они. Напечатаны впервые во Франкфурте, в журнале “Грани”, N 56 за 1964 год.
Для работы на уроке литературы в 9-м классе я выбрал три из них – “Костер и муравьи”, “Шарик”, “Приступая ко дню”.

I. “Дайте только свободу!..”
“Свободу ценит только тот, кто был ее лишен…”
В крохотке “Шарик” повествуется о песике Шарике, которого еще кутенком посадили на цепь, “с детства”. Лирический герой “понес… ему однажды куриные кости, еще теплые, пахучие…” А мальчик, хозяин пса, в это время пустил Шарика побегать. Радуется пес пушистому снегу, мечется “из угла в угол двора… и морда в снегу”.
“Подбежал ко мне, лохматый, меня опрыгал, кости понюхал – и прочь опять, брюхом по снегу! Не надо мне, мол, ваших костей – дайте только свободу!..”
Что же хотел сказать нам писатель?

Всю свою жизнь собака просидела на цепи. Она не видела свободы. И даже когда ей принесли костей, она не согласилась променять свободу на хороший обед.
Екатерина В.

Несколько мгновений свободы для человека важнее всего в жизни. Даже для собаки свобода лучше, чем любое лакомство. Через эту невероятную радость собаки Солженицын хотел показать, что свобода лучше всего на свете. Даже если тот же Шарик был в неволе с рождения, то есть всю свою прожитую жизнь, он не мог к ней привыкнуть.
Максим Б.

Я считаю, что в этом произведении А. Солженицын показывает свободу во всех ее проявлениях. Любому живому существу нужна свобода, она предпочтительнее хорошей еды с чьей-то руки.
Евгения К.

В своей миниатюре писатель раскрывает нам тему неволи. Если у человека есть все, но нет свободы, он никогда не будет жить спокойно. Он станет постоянно думать о нормальной жизни. Даже для Шарика несколько мгновений свободы придают столько ощущений радости и счастья, что эти мгновения заменили ему лучшее лакомство.
Борис Б.

А.И.Солженицын, возможно, хочет показать, как ценна свобода, что ее нельзя даже променять на еду. Люди, обладающие свободой, порой не ценят ее, и им кажется, что ничего в этом особенного нет – сидеть на цепи (или взаперти) всю жизнь. Но если такие люди окажутся в положении Шарика, они поймут, как драгоценна свобода, будут жалеть, что не ценили ее раньше.
Петр З.

Свободу ценит только тот, кто был ее лишен.
Евгений Ч.

II. “Какая-то сила влекла их назад, к покинутой родине!..”
“Родина – это самое дорогое, что у нас есть, самое родное и близкое”.
В “Крохотках” есть философско-поэтическая вещь “Костер и муравьи”.
Бросил лирический герой гнилое бревнышко в костер. А оно, оказывается, было населено муравьями. Увидел это человек – “откатил его на край. Теперь муравьи многие спаслись…”
И что же происходит дальше?
“Едва преодолев свой ужас, они заворачивали, кружились и – какая-то сила влекла их назад, к покинутой родине! – и были многие такие, кто опять взбегали на горящее бревнышко, метались по нему и погибали там…”
Какой же урок извлекли для себя после прочтения этой крохотки девятиклассники?

Я считаю, что мы должны заботиться обо всем живом, даже о муравьях.
Светлана Л.

Солженицын показывает нам, что и муравьям небезразлично, где им быть.
Екатерина К.

Муравьи не могли бросить свой дом. Если б было возможно, они спасли бы его, ну а раз нет – так нет.
Владимир М.
Они считали, что это бревнышко смогло бы защитить их от пламени. То же самое можно сказать и о любом человеке. Ведь каждый из нас считает, что “мой дом – моя крепость”.
Павел Д.

Маленькие муравьи обратно возвращались на горящее бревно в надежде на то, что, может быть, их родные остались живы. Они не могли их бросить.
Елена Г.

Самое родное и дорогое – это домашний очаг. У всех живых существ на Земле есть такое место, где им безопасно, тепло и уютно. Бревнышко тоже жилище. Оно горело, и муравьи погибали. Они думали, что дом защитит их от огня. Но оказалось наоборот.
Ольга П.

Какой бы дом или родина ни были, человека и все живое тянет туда, где он родился и вырос.
Екатерина Р.

Наверное, Солженицын хочет показать на примере с муравьями, как любой человек за свое жилище, за родину пойдет и в огонь, и в воду.
Светлана С.

Муравьи в данном прозаическом стихотворении – пример того, как нужно любить свою Родину, быть ей преданным в любой ситуации, пожертвовать собою ради спасения ее.
И через сорок лет произведения А.И.Солженицына живы, а значит, они актуальны, необходимы для новых поколений. Многие вам лета, Александр Исаевич!!!

Александр ИКОННИКОВ,
учитель русского языка и литературы, отличник народного просвещения

Орел

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте