search
main
0

Гражданские мотивы на уроках литературы Соединенные братской любовью

Гражданственность – это осознание человеком своих прав и обязанностей по отношению к тому обществу, в котором он живет. В наше время гражданственность как человеческое качество приобретает особое значение: очень важно, чтобы современная молодежь имела правильные, общественно ценные ориентиры, высоконравственные взгляды на свою роль и назначение в жизни, на свое место в обществе.
Гражданственность и любовь к Родине неразрывны. Вот почему ныне источниками целей воспитания становятся традиции нашего народа, нашей истории, актуальные ценности, признаваемые большинством общества. Этими актуальными ценностями в первую очередь следует назвать принципы патриотизма, гуманизма, демократии, интеллектуального и нравственного развития.
Педагоги воронежской школы N5 стараются следовать этим принципам. На их уроках и классных часах звучат идеи краеведения, приобщения детей к истории своей большой и малой Родины, к ее славным делам, совершавшимся и совершающимся в России, в воронежском крае, в городе Воронеже. Нередко традиционные темы наполняются таким глубоко актуальным содержанием, которое не оставляет равнодушным ни одного ребенка. Вот так, например, как это делает на своих уроках заслуженная учительница Ольга Кургузова.

Тема “Мысль народная” в романе-эпопее Л.Н.Толстого “Война и мир”

Эпиграф к уроку:
“Война и мир” без ложной скромности – это как “Илиада”.
Л. Толстой

Вид урока: практическое занятие; урок-беседа.
Цели:
а) способствовать духовному росту учащихся, прививая любовь к России, раскрывая гражданскую позицию писателя-патриота Л.Н.Толстого, воспитывая в каждом ученике гражданина;
б) составление опорного конспекта, плана по теме “Мысль народная” в романе Толстого “Война и мир” и подготовка к домашнему сочинению;
в) анализируя эпизоды романа, выяснить, какое понятие вложил автор в признание: “В “Войне и мире” я любил мысль народную, вследствие войны 1812 г.”

Задачи:
а) учить школьников текстуальному анализу литературного произведения;
б) обучать умению подтверждать отдельные эпизоды цитатой.
Оборудование: портрет писателя кисти И. Репина (или И. Крамского); на каждом столе – роман Толстого.
Слово учителя: В 1863 г. Л.Н.Толстой начал писать “книгу о прошедшем”, “о славной для России эпохе 1812 г.”. Именно в 60-е годы, когда вопрос о роли народных масс в истории встал с особой остротой, и мог возникнуть замысел “Войны и мира”, произведения, раскрывающего славное прошлое русского народа как творца национальной истории. Читая роман, мы видим, как замысел “истории из 12-го года” перерастал в историческую эпопею об Отечественной войне 1812 г., охватившую 15 лет жизни России. Еще задолго до создания романа Толстой написал: “Составить истинную правдивую историю Европы нынешнего века. Вот цель на всю жизнь”. Семь лет жизни писателя были отданы великому труду, зерном которого стало стихотворение М. Лермонтова “Бородино”: “Да, были люди…”
Читая роман, вы, конечно, обратили внимание на авторскую позицию по отношению к войне.
Ученик: Да, Толстой был ярым противником войны. Уже гораздо позже, после создания романа, в 1902 г., Общество мира прислало в Ясную Поляну телеграмму: “Толстому, поборнику мира. Приветствуем Вас и сообщаем, что 24 ноября 1902 г. Вы избраны почетным членом и вице-президентом Общества мира в Чикаго”. Но он знал, что война 1812 г. была войной за независимость страны, чтобы отразить вражеское нападение миллионов (“силы двунадесяти языков Европы ворвались в Россию, и поднялись народные массы”). Роман Толстого – это повествование о том, что случилось с народом, втянутым в войну. Книга поражает размахом исторических событий, грузом тяжких испытаний, выпавших на долю всех людей и каждого человека в отдельности как частицы великого целого – народа. Каждый русский человек считал своим долгом бить врага. Толстой увековечил подвиг истинного героя войны – народа”.
Учитель: Что же дало возможность России одержать победу?
Ученик: Давайте вспомним строки из романа Пушкина “Евгений Онегин”:
Гроза 12-го года
Настала – кто нам тут помог?
Остервенение народа,
Барклай, зима иль русский Бог?
Толстой утверждает, что Россию спасло именно “остервенение народа”, единение его, вставшего на врага не по чьему-то приказу, а по зову сердца. Потому-то война стала Отечественной!
Учитель: На каких страницах романа ярче всего встает образ борющегося народа?
Ученик: Война в Европе 1805-1807 гг. не отразилась на жизни России: цели ее были чужды простому народу. И лишь война 1812 г. (а в ней один из самых ярких эпизодов – Бородинское сражение) показала мощь России. Да и количество глав, посвященных Шенграбенскому, Аустерлицкому и Бородинскому сражениям, говорит само за себя: 7-9-21. “Всем народом навалиться хотят; одно слово – “Москва”, – объясняет Пьеру старый раненый солдат тот невиданный подъем, каким охвачены внешне скромные, но истинные патриоты земли русской, такие же, как и он, защитники столицы. Меня поражают искренние слова солдата, ответившего на вопрос Пьера, не боится ли он погибнуть: “А то как же? Ведь она (ядро) не помилует. Она шмякнет, так кишки вон. Нельзя не бояться…” Он погиб, как тысячи безвестных, “добрых, ласковых, веселых”, выступавших грозными мстителями.
Учитель: Что дало такое единение людей, когда “всем народом навалиться хотят”?
Ученик: Народная война объединяет людей в дружную семью, поэтому впервые французская армия встретила сильнейшее сопротивление и почувствовала погибель. Наполеон недоумевал: он был тот же, что и под Лоди, Маренго, Арколем, Иеной, Аустерлицем, войска и маршалы были те же. Но что происходило с его верными солдатами, которые оказались неспособными подавить отпор русских?! Я приведу цитату: “В Бородинском сражении русскими была одержана нравственная победа, которая убеждает противника в своем бессилии”. Ведь каждый русский защищал свою землю. Каждый солдат думал: “Французы разорили мой дом и идут разорять Москву, оскорбили и оскорбляют меня всякую секунду… Надо их казнить”. И князь Андрей был уверен, что так думает Тимохин и вся армия. Поэтому-то русские крепко держались на своих позициях и производили адский огонь. Кутузову докладывали, что на батарее Раевского “точно так же стояли при конце его”, а французские генералы просили подкрепления и не способны были атаковать. Вот тут-то французское нашествие почувствовало свою погибель. Князь Андрей с горечью вспоминает поражение под Аустерлицем, но понимает закономерность этого поражения: “…Нам там незачем было драться. А под Смоленском дрались так за русскую землю, как никогда раньше”; “Сначала князь Андрей считал своей обязанностью возбуждать мужество солдат и показывать им пример, но потом убедился, что ему нечему их учить”. Накануне Бородинской битвы каждый был уверен, как и Болконский: Мы выиграем сражение завтра, что бы там ни было”. Битва была кровавая. Тысячи сынов русских остались на поле битвы (соотношение войск русских и французских до сражения было 5 к 6, а после него 1 к 2). Но победа пришла.
Учитель: Вы говорили о доблести русского солдата. Но ведь в основе своей русская армия состояла из вчерашнего крепостного сословия. Может быть, воодушевленный идеей победы, Толстой не отразил в романе сословных противоречий?
Ученик: Писатель, который сам вышел из сословия высокой поместной аристократии, правдиво показал эти противоречия. Под гнетом помещика в бесправии и нищете жили 9/10 мужиков в имении Пьера (не худшего из дворян, а “доброго барина”!). Купля-продажа крепостных было делом обычным. Граф Ростов похваляется, что повара Тараску купил за 1000 рублей. Даже у лучших представителей класса помещиков сильны и неискоренимы предрассудки их дворянского превосходства перед своими подданными. Нельзя равнодушно читать эпизод, где рассказывается о том, как старый князь Болконский приказывает отдать в ополчение своего дворового, который, ослушавшись, подал кофе сначала княжне Марье, по обычаю, а потом компаньонке-француженке. И разве не говорит о противостоянии крепостных и их хозяев бунт в Богучарове, поместье Болконских? (Подробнее о богучаровском бунте в т. 3, гл. 9, 11, 14).
Учитель: Да, даже недовольные своими господами крестьяне встали на защиту земли, политой их потом и кровью. Смогла ли бы одна регулярная армия, руководимая даже таким опытнейшим полководцем, как Кутузов, победоносно разгромить врага?
Ученик: Я возвращусь к пушкинской цитате о том, что “остервенение народа” решило исход войны. И снова вспоминаю авторское: “В “Войне и мире” я любил мысль народную”. В романе более ста массовых сцен, где действуют свыше 200 героев из разных сословий (всего 557 действующих лиц). Но главное, что все события оцениваются Толстым с народной точки зрения. А народная точка зрения на войну была такова, что война стала Отечественной. Мужики, никого не спрашивая, шли в народное ополчение, а перед сражением надевали чистые рубахи по русскому обычаю, готовясь к смерти, но не к отступлению. Именно о них Кутузов сказал: “Чудесный, бесподобный народ!” Скупо, но просто, по-русски выразил чувства защитников России Тимохин: “Что себя жалеть теперь?”
Учитель: Военные историки утверждают, что ни одна армия не удержит победы без помощи тыла надолго. Правы ли они?
Ученик: Считаю, что да. Подтверждением тому является мировой опыт. И Толстой показал огромную волну патриотизма русского народа в тылу, патриотизма мирного населения.
“Решилась Россия!” – и купец Ферапонтов перед приходом врага в Смоленск кричал солдатам, чтобы они разбирали товары из его лавки, иначе он все сожжет сам. Не доставайся же ничего врагу!
“Решилась Россия!” – и сельские крестьяне жгли сено, чтобы оно не оказалось в руках французов как фураж лошадям.
“Решилась Россия!” – и городское население уходило из Москвы, чтобы не оставаться в плену у врага. Толстой утверждает, что в силу “скрытого патриотизма” все население, как один человек, бросая свое имущество, “… потекло из Москвы”. Ведь “под управлением французов нельзя было быть: это было хуже всего”.
Учитель: Французские историки утверждают, что Наполеон, несомненно, победил бы, если бы война велась “по правилам” (правда, они обвиняют еще и русскую зиму, “укравшую победу у них”). В чем русскими были нарушены “правила”?
Ученик: О каких правилах могла идти речь, если “французы разорили мой дом, оскорбили и оскорбляют меня всякую секунду”? Так естественно, что на защиту своего дома, своей семьи, своей земли – земли предков поднялись все. Месть народа породила партизанскую войну. Партизанские отряды под руководством Василия Денисова уничтожали французскую армию. Толстой называет широкое, повсеместное партизанское движение “дубиной народной войны”, которая “гвоздила врага до полного уничтожения”. Вчерашние крепостные, а среди них и женщины, и дети, взяли в руки вилы и топоры и с таким нехитрым вооружением добывали общую победу. Мы читаем о мужицких и помещичьих отрядах, о старостихе Василисе, побившей сотню французов, о Карпах и Власах, сжигавших сено, и восхищаемся беззаветной преданностью России простых русских людей. И, конечно, нас более всего поражает “самый полезный человек” в отряде Денисова – Тихон Щербатый, крестьянин из деревни Покровское. Я думаю, что он достоин быть запечатленным в монументе как беспримерный символ любви к Родине и ненависти к врагам.
Учитель: Можно ли, говоря о патриотизме русских людей в войне 1812 г., ограничиться воспоминанием этого высокого чувства только в народном сословии?
Ученик: Нет, Толстой судит о людях по близости их к простому народу. Он говорит о том, что лучшие люди из дворянского сословия полны бескорыстного патриотизма. Он противопоставляет их карьеристам, штабным лакеям, извлекающим из всенародной беды возможность “ловить кресты и чины”. Старший князь Болконский становится во главе ополчения в минуту грозной опасности. Его сын, князь Андрей, идет добровольно в армию, чтобы служить в полку, а не в верхах. “Твоя дорога – дорога чести, князь”, – сказал о нем Кутузов. Княжна Марья рвется выехать из Богучарова и оскорблена даже намеком на покровительство французского генерала Рамо. Пьер Безухов формирует полк в 1000 человек и остается в Москве, чтобы убить Наполеона. Полк, сформированный помещиком Мамоновым, стал ему в восемьсот тысяч. Наташа Ростова приказывает сбросить с подвод добро, нажитое десятилетиями, чтобы увезти раненых. Четырнадцатилетний Петя Ростов идет на войну и гибнет.
В контрасте со штабными лакеями и трутнями Толстой изображает Кутузова, “представителя народной войны”, любимца армии. “Кутузов всем своим русским существом знал и чувствовал то, что знал и чувствовал каждый русский солдат”. Он для России – “свой, родной человек”. Его цель – изгнать врага – совпадала с волею народа. По Толстому, настоящая историческая личность должна уметь отречься от личных, эгоистических желаний во имя самоотверженного проникновения в душу, в “дух народа”.
Учитель: Но слепо ли верит Толстой в народ только потому, что это “народ”?
Ученик: Народ, по Толстому, становится просто “толпой” и теряет чувство “простоты, добра и правды”, когда он лишается исторической памяти, отрешается от народных преданий, теряет веру в высшие нравственные ценности. Мы видим, что “мысль народная” у писателя неотделима “от мысли христианской”, и Божья благодать, или Божественное провидение, осеняет только верующий народ, связанный в единое целое любовью к родной земле. Мы обратили внимание, что перед Бородинским сражением Кутузов вместе с солдатами поклоняется чудотворной иконе Смоленской Божьей Матери, слушая слова дьячков: “Спаси от бед, рабы твоя, Богородице”, – и кланяется в землю, и прикладывается к народной святыне. (Заметим, что офицеры – в стороне). Или еще пример того, как Провидение осеняет связанный любовью и верой русский народ. Вот вижу Наташу Ростову в домашней церкви Разумовских перед вторжением в Москву полчищ Наполеона: “Миром – все вместе, без различий сословий, без вражды, а соединенные братской любовью – будем молиться”, – думает она.
Учитель: Мы говорим, что Толстой показывает нам народ как героя, как победителя, как великую, мощную, могучую силу. Действительно ли понятие “народ” однородно в романе?
Ученик: Нет, достаточно прочитать главы, где рассказывается о Платоне Каратаеве и о его влиянии на Пьера. В грязи, в голоде он равнодушен к лишениям. Он “ляжет камушком – встанет калачиком”. Пьера поражает его простота, ласковость ко всем, даже к врагам или несчастной бездомной собачонке. Главное в нем – благообразие, какая-то мягкость, доброта, человечность. И все же мы не видим в нем начала личного, твердого, деятельного – начала русского национального характера.
Полная противоположность Платону Каратаеву – Тихон Щербатый. Если у того нас трогают терпение, смирение, покорность, беззлобие, народная мудрость языка, взятая из многовекового опыта многих поколений, то у Тихона – ненависть к врагу, храбрость. Он выполняет самую тяжелую и “грязную” работу в партизанском отряде: рана ожесточила его и он не брал французов в плен, а уничтожал их. Русская армия состояла как из платонов каратаевых, так и из тихонов щербатых. И доказательство тому – сцена под Красным, где Кутузов видит у русских солдат проявление не только ненависти, но и человечности к поверженному врагу. В первый день Красненского сражения солдаты видят пленных, изуродованных болячками и разрывающих руками сырое мясо. И они по-христиански жалеют их. Вот она, Русь, “и могучая, и бессильная”!
Учитель: Наша беседа явилась материалом к составлению опорного конспекта. Вы подобрали цитаты, сделав закладки в книге. “Мысль народная” проявляется в романе в великом утверждении, что народ – ведущая сила истории, движимая теплотой патриотизма, что он – носитель высших нравственных качеств, создатель материальных и духовных ценностей, что победитель в Отечественной войне 1812 г. – русский народ.
Во время Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. книга Толстого помогала воспитывать патриотов родной земли, где подтвердилась и умножилась слава русского солдата.
Сообща в классе отрабатывается цитатный опорный конспект. Цитаты подобраны дома и в книгах обозначены закладками. Опорный конспект поможет учащимся в работе над домашним сочинением, как и примерный план, который записывается в тетрадях в качестве вывода по уроку.

План (примерный)
I. “Гроза 12-го года”, нависшая над Россией.
II. “Мысль народная” в романе Л. Толстого “Война и мир”.
1. Героизм русской армии, проявленный в Бородинской битве.
2. Участие в Отечественной войне 1812 г. разных слоев русского общества:
а) передового дворянства;
б) народного ополчения;
в) городского населения;
г) сельского крестьянства.
III. Гибель армии Наполеона как следствие общенационального патриотизма русского народа в Отечественной войне 1812 г.
Домашнее задание: Написать сочинение “Мысль народная” в романе Л. Толстого “Война и мир”.
Цитатный опорный конспект по теме: “Мысль народная” в романе Л. Толстого “Война и мир”.

Ольга КУРГУЗОВА,
учитель литературы
Воронеж

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте