Уважение к правам и свободам человека
Знать права человека (свои и другого) – это еще не все для правильного, высоконравственного взаимоотношения людей. Необходимо уважение к правам и свободам прежде всего окружающих людей. А это очень непросто. Однако современное общество дает именно такой заказ общеобразовательной школе: найти эффективные пути для успешного решения этой задачи.
Над ней всерьез работают в воронежской средней общеобразовательной школе N 5. Пути педагоги выбирают нестандартные. Но их опыт может быть полезным для коллег.
Учителя русского языка и литературы видят возможность формирования уважения к правам и свободам человека с помощью творческих сочинений учащихся.
Людмила Межуева
Сочинение как отражение мира детской души
Опыт приходит с годами. Уже освоена методика проведения различных типов уроков. И все же есть трудности.
Обучаем всех, а научаем самостоятельно мыслить и писать не каждого. Вот открываешь тетрадь и сразу узнаешь автора. Смелые суждения, свой взгляд на мир. Это Олег. Он и в жизни идет “на красный свет”. Он очень неудобный человек, но прямой и справедливый. И в сочинении он не будет “угождать” учителю – у него свой взгляд на Печорина и Базарова. Открываю другую тетрадь. А этот живет с оглядкой, осторожно, робко выражает мысли: как бы за свой взгляд на Раскольникова не пришлось отвечать. Тоже известно, кто писал. Ребята говорят о нем, что он живет “сторонкой” – “моя хата с краю”. А вот гладкая, правильная, выверенная работа. Без сучка, без задоринки. Стоп! Где-то я уже это читала? Да у Г. Макогоненко. Опять Наталья переписала его статью из книги “Роман Пушкина “Евгений Онегин” и выдает Татьяну за свою любимую героиню. Бездушная, сухая компиляция. А ведь главная задача автора сочинения – выразить свое, личностное отношение к описываемому: к писателю, к герою, к сюжету произведения. Хорошо, если бы ученик писал от первого лица – в этом уже проявляется заинтересованность его по отношению к писателю, желание выразить свое видение героев и их место в череде событий.
Размышляя над ученическими сочинениями, порой удручаешься, но чаще радуешься: детские творческие работы – это живые мысли, свежие, непосредственные и непринужденные. Прав сказавший: “Кто ясно мыслит, тот ясно излагает”. Ребята средних классов еще свободны от канонических штампов. Но как научить детей переводить в слово мысль, придав ей плоть и форму? Ведь зазор между логикой мышления и логикой речи – это не только детская болезнь.
Когда сегодня говорят о приоритетах в науке, то к ним, к большому сожалению, не относят филологические учебные дисциплины. Поэтому русская словесность сильно больна. Но отмахнуться от языка нельзя. И в школе словесники учат детей уважению к родному языку как к части национального богатства, национальной культуры. Ведь язык растет вместе с культурой. В нем душа нации, ее идеи, чувства, мысли. Он сближает людей. Язык – великая вещь, когда человек умеет им правильно пользоваться. Бездарное же преподавание – тоже уничтожение языка. Если учитель сам не владеет культурой речи, то ничему он не научит детей. К счастью, об учителях русского языка можно, поручившись почти за каждого, сказать, что истинный словесник тот, для кого школа, класс, дети – это часть его души. На уроке он испытывает радость дающего, умеет удивляться, сопереживать, радоваться детским открытиям. У учителя с большим чувством такта (а такт – это предупредительность, любезность, умение тонко подойти к ребенку) дети на уроке открыты, откровенны.
Помню, готовились к сочинению “Любимый уголок природы”. Шел факультативный урок по теории и практике сочинений. Последний по расписанию. Шестиклассники устали. И опять я сейчас встану у стола и буду (в какой раз!) рассказывать о том, как надо писать сочинение, чтобы раскрыть тему! А ученики, как всегда, послушно-вежливо выслушают мою речь, запишут в тетрадь план, составленный общими усилиями, и я после написания ими работ буду проверять сочинения, очень похожие одно на другое. Нет, так нельзя, поломаем ритуальный обряд “единых требований”: сядем кто с кем хочет, не будем поднимать руки и расскажем друг другу о своих любимых уголках родной земли. Сколько воспоминаний, оказывается, у каждого! А потом выйдем на природу и удивимся голубизне небес, красоте деревьев, окружающих нас, пению птиц небесных, слюдяным крылышкам стрекозы, неброскому желтому цветку, растущему у дороги. Как же мы раньше этой красоты не замечали? Смотрели – и не видели. Оказывается,
Здесь мало увидеть –
Здесь нужно всмотреться,
Чтоб ясной любовью
Наполнилось сердце.
Сегодня на уроке биологии учитель напомнил ученикам слова Карла Линнея: “Природа удивительна в малом”. Как верно! Я вывела детей из стен школы, потому что знаю: удачные, свежие мысли не появятся в утомленном мозгу ребенка. И если меня “лета к суровой прозе клонят”, то ребята только на приволье раскрываются, фантазируют, пристально наблюдают вокруг, поэтизируют мир, вспоминают былое и небывалое. Глядя на них, деля их радость общения с природой, я вдруг почувствовала грусть от утраты ярких детских ощущений непосредственности в общении с окружающим живым миром. Нет, я не буду читать им образец сочинения, не буду настаивать на традиционной форме, не буду загонять их мысли в прокрустово ложе штампа. Может быть, раньше, работая над подготовкой сочинений, за отпущенные 45 минут я не давала плоду вызреть, проводя спешно подготовительную работу, а потом проверяя похожие друг на друга, как близнецы, “творческие” работы, где не было живого слова, живой души? И если прежде многие из ребят в классе в беседе принимали такое же участие, как молчаливый античный хор, то теперь они оказались самыми активными, наблюдательными, самыми любознательными, умеющими сравнить окружающую нас природу с теми любимыми уголками, где им доводилось когда-то бывать. Да, процесс обучения можно осуществлять не только в классе, но на каждом квадратном метре родной земли.
А на следующем уроке обрабатывали черновики. Проверку начали с работы не лучшего ученика, а того, у кого слово “сочинение” вызывает зубную боль, с Андрея Т. Класс был и коллективным редактором, и арбитром. На ошибках одного учились все – без обиды для автора, так как общий настрой был чрезвычайно доброжелательным. Андрей читал свои черновые наброски, и на слух всем и ему тоже видны были и семантические перекосы, и речевые недочеты, и грамматические ошибки. Громоздкое, с претензией на вычурность, неуклюжее предложение перестраивали вместе, и оно удобно вписывалось в контекст: когда правильно, всегда удобно.
В среднем классе, самом обычном, без “уклонов” и “профилей”, шедевров много быть не может. Андрей – средний ученик, но это сочинение – его победа, одержанная в содружестве с товарищами. Но нельзя победить раз и навсегда. И это сочинение не последнее в году. Однако мальчик понял, что может работать не хуже других. Самой высшей оценкой для него было прочтение в классе его работы уже после коллективной отделки. Вот его сочинение.
Любимый уголок природы
Этим летом мы с папой решили отправиться в путешествие по рекам Воронежской и Волгоградской областей. Накануне взяли напрокат байдарку, палатку и другой туристический инвентарь. На следующий день купили билеты, а вечером уже ехали в поезде. Ранним утром мы вышли на станции Михайловка и автобусом доехали до реки Медведица. А через несколько минут мы уже были на берегу чистой, сверкающей в утренних лучах восходящего солнца речки. Мы собрали байдарку, загрузили ее своим нехитрым скарбом, оттолкнулись от берега веслом и стали спускаться вниз по реке. Речка очень широкая, но мелководная, что, с одной стороны, хорошо, потому что здесь нет ни моторных лодок, ни прогулочных катеров, которых нужно было бы нам остерегаться; с другой – плохо: ведь река в некоторых местах настолько мелкая, что даже наша байдарка кое-где оказывалась на мели. Но какие там пейзажи! Правый берег обрывистый, и, когда проплываешь под ним, со страхом думаешь: а что, если эта скала с грохотом обрушится на тебя? Зато левый берег – полная противоположность правому: это заливные луга. А где он поднимается чуть-чуть выше, там к реке почти вплотную подходит дремучий лес. Сколько раз мы там причаливали, и каждое новое место для очередной стоянки, казалось мне, было просто сказочным и лучше, чем то, где мы останавливались чуть выше. Целую неделю мы шли по Медведице, любуясь этим прекрасным уголком природы. Когда же папа делал профилактический осмотр лодки, я забирался в самую чащу дубравы, мне приходили в голову знакомые с раннего детства пушкинские строчки:
Там лес и дол видений полны,
Там о заре прихлынут волны
На брег песчаный и пустой…
И вот однажды после ночевки, проведенной на берегу у костра, мы встали, как обычно, рано-рано, чтобы проплыть основную часть пути до наступления жары. Я уже освоил греблю, и мы с папой шли быстро. Но вдруг, выйдя из-за поворота, мы не увидели берегов ни справа, ни слева. А взглянув на белый бакен и пароход, тянувший за собою баржу, мы поняли, что перед нами во всю свою ширь раскинулся батюшка Дон. Я, очарованный, опустил весла и любовался зрелищем многоводной красавицы реки, плавно и гордо несущей свои воды вдаль, воспетой в песнях и сказаниях.
Впереди нас ожидали иные интересные встречи с дивными уголками природы. Но этот останется в моей памяти надолго. Мы в семье решили, что папин отпуск в следующем году мы проведем только здесь. Хотите – присоединяйтесь к нам! Увидите своими глазами чудесный уголок природы, который я искренне полюбил.
Сочинение ребенка – это зеркало. Зеркало его души. Зеркало коротенького жизненного опыта. Зеркало семейных отношений. Дорогого стоит держать в руках работу, написанную от души.
В который раз перелистываешь и правишь беспомощные однообразные работы, написанные неустойчивым детским почерком. И вдруг слышишь из десятка сочинений (именно слышишь!) живой, свежий ребячий голос. Иметь свой голос, как и свой почерк, не каждому дано.
Трудно складывались отношения у семиклассника Димы М. с маминым мужем. Нет, дядя Саша не стал еще мальчику не только отцом, но и отчимом. Дима не мог смириться с тем, что папино место в доме занял чужой дядя. Что могло бы соединить ребенка и взрослого мужчину, вошедшего в семью? Однажды на уроке класс работал над сочинением. Тема – описание действий, трудовых процессов. Склонившись над тетрадкой, писал и Дима.
У дяди Саши есть дача. Этим летом он делал там большой ремонт. Самое трудное было – перестил полов. Он попросил меня помочь ему. Сначала мы разобрали старые полы. Под верхними досками было много лишней сырой земли, которую надо было вынести. Работа эта оказалась очень тяжелой, и на нее у нас ушла целая неделя. Мы работали так: то я лопатой насыпал землю в его два ведра, то он сыпал мне, и я относил свои полведра на огород. Когда с очисткой было закончено, мы поехали покупать доски. Перед настилом полов подровняли фундамент и положили бруски. Привезли доски. Теперь их нужно было разобрать и подогнать друг к другу. Дальше работа пошла быстрее. Я подносил доски, а дядя Саша большими гвоздями прибивал их к брускам, плотно сколачивая. Я удивлялся сноровке и умению этого человека. Он работал легко и быстро. Я позавидовал силе и умению дяди Саши. Вот бы и мне так! Он, казалось, ни разу не устал, а от непомерно тяжелого труда получал удовольствие. Он и вправду работал, как играл. Я же впервые в жизни занимался таким серьезным взрослым делом. Труд был тяжелым, но как приятно пройтись по чистому, пахнущему свежей древесиной полу! После работы мы пошли на речку искупаться, а когда вернулись, мама позвала нас: “Ну, мужчины, идите к столу. Вы заработали свой ужин”.
Я читала сочинение Димы и радовалась тому, что, может быть, рядом с сильным, добрым, трудолюбивым человеком мальчик не будет чувствовать себя сиротой после смерти любимого отца и обретет в дяде Саше заботливого старшего товарища и друга.
Артикулированные мысли детей свежо и ярко звучат в творческих работах, посвященных самому дорогому человеку – маме, ее неизбывной любви и неустанной заботе, ее добрым, умелым рукам. Женя Д. озаглавил свое сочинение “Мой свитер”.
Любимое занятие моей мамы – вязание. Я часто вижу ее со спицами в руках. Она все может: папе связать перчатки, нам с сестрой – носки. А однажды она решила связать мне свитер. Мама купила красивые нитки, и я помогал ей сматывать их в клубки. Она сняла с меня мерки и начала кропотливую работу.
Однажды я попросил ее научить и меня вязать, а через некоторое время уже сам мог провязать несколько рядов. Это было так сложно: руки меня не слушались, спицы выскакивали из петель, и я все время удивлялся легкости, с какой мама работает со спицами.
Мой свитер мама вязала только в свободное от работы время. И вот через месяц он был готов. Свитер был с красивым рисунком. Мамин подарок оказался очень теплым, и зимой мне было в нем так уютно. Каждый раз, когда я надеваю свитер, я словно чувствую тепло маминых рук. Добрые мамины руки! Они все могут.
В наше сложное, неустроенное время, когда в классе 2/3 школьников живут в неполных семьях (чаще детей воспитывает одна мама), радуешься тому, что в ученических работах звучит гордость за отца. Вот как Андрей К. “воспевает” умение своего папы трудиться: ведь его отец – мастер на все руки.
Папа за работой
Мой папа говорит: “Мертва душа человеческая без труда”. Сам он – постоянно в труде. Мне нравится наблюдать за тем, как работает мой папа. Я вам расскажу о том, как он выкладывал плиткой ванную комнату. Сделав раствор, папа накладывает его на плитку. Потом сильно прижимает ее к стене, чтобы она плотно пристала. Я тоже, сделав уроки, иду помогать папе – ведь одному такая работа не под силу. От маминой помощи мы отказываемся. Папа говорит: “Не женское дело – убирать за мужчинами. Сами напачкали – сами и убираем. А у мамы и своей работы хватает”. У моего папы уже появилась седина на висках, но кто работает с душой, тот всегда молод.
– Прочитайте, пожалуйста, мое сочинение ребятам на уроке, – просит меня Антон. – Вы читали о том, как умеют работать папы и мамы. Но тому, как умеет работать моя бабушка, сколько дел она успевает сделать за день, я думаю, удивятся все ребята. Как могу, помогаю и я ей.
По просьбе Антона я читаю его сочинение.
Как моя бабушка работает на огороде
Мои папа и мама работают в другом городе, а я живу с бабушкой. Моя бабушка часто повторяет пословицу: “Кто рано встает, тому Бог подает”. Это не просто слова. Она рано встает, потому и весь дом, и сад, и огород содержит в образцовом порядке.
Еще солнце не взошло, а уж бабушка на ногах. Она умылась водой из родника, что за нашей дачей, и начала готовить завтрак. К тому времени и я проснулся. Мы позавтракали, помыли посуду, надели удобную рабочую одежду. И теперь бабушка вся ушла в работу. Она варом лечит деревья, собирает яблоки, стряхивая их с дерева. А цветов у моей бабушки на участке видимо-невидимо. Если вы думаете, что поливать легко, то вы ошибаетесь. Ну я, конечно, с бабушкой рядом – помогаю ей. Просто не знаю, что она будет делать, когда я уеду к родителям. А пока мы с ней трудимся бок о бок. Когда в огороде порядок, который ты наводишь своими руками, то как приятно думать, что в этом труде есть и твоя доля! Я люблю работать и думаю, что любовь к труду мне передалась от моей бабушки, ласковой и работящей, строгой и очень доброй.
Сочинение – это детская исповедь: в нем бесхитростно и наивно ребенок раскрывает душу и ждет понимания и сочувствия со стороны читающих – учителя и одноклассников, кому учитель озвучит эту исповедь. Так уж принято, что лучшие из работ мы зачитываем в классе: иногда я, иногда автор. Анализа сочинений ребята ждут с нетерпением: чьи работы сегодня окажутся лучшими? Работаем и над исправлением ошибок – учимся на ошибках других.
Но вот как-то раз открываю тетрадь и вижу на промокашке несколько слов: “Ольга Николаевна, не читайте, пожалуйста, мою работу вслух в классе. Не хочу, чтобы ребята знали, какой у меня отец”. Как родители порой ранят детскую душу! А она принимает в себя не только радость семейных добрых отношений – она особенно чувствительна к несправедливости, грубости.
Еще несколько лет назад мы жили дружно. Папа любил нас: меня, братика и маму. Он помогал мне решать задачи, летом ходил со мной на рыбалку. А зимой мы семьей катались на лыжах с Пионерской горки. Он часто брал братишку из садика, и они заходили за мамой на работу. Возвращались домой веселые… А теперь папа пьет, и никто ему не нужен. А на огороде работаем мы с мамой и маленьким Сережей.
Раненое сердце ребенка. Представляю, как тяжело Антону, если он поведал мне, чужому человеку, самую больную и горькую семейную тайну. И “…не читайте, пожалуйста, мою работу в классе”.
Я очень ценю исповедальный характер детских сочинений и дорожу доверием ребят. Они дают возможность не только судить о том, как ученики могут раскрыть заданную тему. Но главное для учителя – познать психологию подростка, понять то, почему он иногда совершает неадекватные поступки. Понять и по возможности помочь.
Тетради… тетради… И несть им числа! А ведь за каждой тетрадью человек: еще не сложившийся, но уже воспринимающий мир по-своему, радующийся хорошей отметке, подарку, ладу в семье и страдающий от маленьких потерь, от семейных неурядиц, любящий родителей и отвергающий их же, когда они забывают о родительском долге. И все эти беды оставляют зарубки на детском сердце…
…Десятки тетрадей проходят через руки учителя. И не только через руки, но и через сердце тоже. Ни один из нас не остается равнодушным к детским тетрадям и переживаниям. За проверкой тетрадей и проходит жизнь словесника. Жаль только, что катастрофически не хватает времени, что учитель русского языка живет в режиме хронической нехватки времени. Ну что ж? Коль мы сами выбрали эту стезю, учительскую, то своя ноша не тяжела. Ведь не дети – для нас, а мы – для детей. Этот мой рассказ о праве учащихся на творчество, на самовыражение, на свой взгляд на жизнь, на окружающих людей, на свободу высказываний.
Ольга КУРГУЗОВА,
учитель русского языка и литературы
Комментарии