search
main
0

Гражданские мотивы на уроках литературы Два поэта – две судьбы

У каждого поэта своя судьба. Да и звезда, конечно, тоже.
Марина Цветаева. Зинаида Гиппиус. Такие разные и в чем-то похожие. Творец вдохнул в их души поэтический огонь, чтобы словом согревали они сердца людей.
Марина Ивановна Цветаева с 1922 по 1939 год находилась в эмиграции. Живя в Берлине, Праге, Париже, испытывая страшное чувство одиночества, оторванности от русской земли, Цветаева мечтала вернуться в Россию. Она не предавала анафеме октябрьский переворот 1917 года, посвящала стихотворения русскому народу, отстаивала право поэта на художественную честность. Понимая, какие трудности ждут ее на Родине, она все же решает вернуться. Вот где воплотились высшие человеческие черты этой великой женщины: мужество, честность, верность, любовь. Еще в 1934-м в стихотворении “Тоска по родине! Давно…” поэт (не любила она слово поэтесса) воскликнет:
Всяк дом мне чужд, всяк храм мне пуст,
И все – равно, и все – едино.
Но если по дороге – куст
Встает, особенно – рябина…
12 июня 1939 года великая Цветаева отправится на Родину, туда, где ждали ее боль, отчуждение и гибель. Муж Сергей Эфрон будет расстрелян. Дочь Ариадна арестована и сослана. Еще в 1920-м, потеряв свою младшую дочь Ирину, которая умерла от голода в приюте, Цветаева признается: “Живу со сжатым горлом, на краю пропасти”. Эти слова могли бы как нельзя лучше передать состояние великой Цветаевой в последние два года жизни. С 14-летним сыном Григорием она начинает скитания по городам России. В Елабуге 31 августа 1941 года Марина Ивановна покончила жизнь самоубийством. И ныне городок сей в Татарии знаменит тем, что появился здесь на свет великий художник И. Шишкин и ушла в небытие Марина Цветаева. Долгие годы гвоздь, на котором повесилась Цветаева, хранили как реликвию, а потом его кто-то стащил на память.
Уединение: уйди
В себя, как прадеды в феоды.
Уединение: в груди
Ищи и находи свободу.

Чтоб ни души, чтоб ни ноги –
На свете нет такого саду
Уединению. В груди
Ищи и находи прохладу.
Кто победил на площади –
Про то не думай и не ведай.
В уединении груди –
Справляй и погребай победу.

Уединение в груди.
Уединение: уйди,

Жизнь!
(“Уединение: уйди…”)
Вместе со своим мужем, писателем и религиозным философом Дмитрием Мережковским, Зинаида Гиппиус с 1920 года оказалась в эмиграции. Обосновались они во Франции. До конца своих дней Гиппиус оставалась противником того, что делалось в СССР. С самых первых дней октябрьского переворота она заявляет об отрицательном отношении к происходящему:
Рабы, лгуны, убийцы, тати ли –
Мне ненавистен всякий грех.
Но вас, Иуды, вас, предатели,
Я ненавижу больше всех.
(“Свеча ненависти”)
И в том же 1918 году в стихотворении “Знайте!” Гиппиус скажет:

Она не погибнет, – знайте!
Она не погибнет, Россия.
Они всколосятся, – верьте!
Поля ее золотые.

И мы не погибнем, – верьте!
Но что нам наше спасенье?
Россия спасется, – знайте!
И близко ее воскресенье.
Многие упрекали поэтессу в сотрудничестве с немцами во время фашистской оккупации. Но это была неправда. Зинаида Николаевна питала ненависть и презрение к гитлеровскому режиму. Однако считала, что победа Гитлера над СССР будет оправдана. В этом поэтесса была солидарна с мужем. Еще в 1939 г. Д. Мережковский, выступая по радио, сравнивал Адольфа Гитлера с Жанной д▓Арк и возлагал на него надежды в спасении мира от “власти дьявола”.
Скончалась Зинаида Гиппиус на 76-м году жизни, работая над книгой о Мережковском, которая оборвалась на полуслове.
Мне –
о земле –
болтали сказки:
“Есть человек. Есть любовь”.
А есть –
лишь злость.
Личины. Маски.
Ложь и грязь. Ложь и кровь.
Когда предлагали
мне родиться –
не говорили, что мир такой.
Как же
я мог
не согласиться?
Ну, а теперь – домой! домой!
Два поэта – две женщины – две судьбы – две звезды…
Мы возьмем для урока в 11-м классе два стихотворения, малых по форме, но глубоких по содержанию. Именно малая форма произведения позволяет уложиться в прокрустово ложе урока, услышать суждения ребят, ответить на многие вопросы, возникающие в процессе занятия.
В феврале 1918 года в Санкт-Петербурге Зинаида Гиппиус напишет стихотворение “Если”:
Если гаснет свет – я ничего не вижу.
Если человек зверь – я его ненавижу.
Если человек хуже зверя – я его убиваю.
Если кончена моя Россия – я умираю.
Попросим высказаться об этом произведении одиннадцатиклассников.
Илья У.: Автор показывает отношение к Родине, без России лирический герой умрет. Это так же очевидно, как и то, что без света он ничего не видит. Здесь звучит призыв к тому, что человек в любых условиях должен оставаться человеком, не быть жестоким. А жестокость в стихотворении сравнивается со зверем.
Светлана В.: В произведении Гиппиус показаны те трудные времена, которые переживала Россия. Если человек переступает рамки дозволенности, т.е. становится зверем, теряет лицо, он достоин человеческой ненависти. Если же он продолжает свой страшный путь дальше, – недостоин и жизни. Лирический герой не мыслит жизни в такой России, где все люди, как звери.
Наталья К.: Гиппиус не мыслит себя вне России.
Екатерина К.: В стихотворении много агрессии – “ненавижу”, “убиваю”. Но она направлена против происходящего вокруг, поэтому вполне уместна и не вызывает у меня отрицательных эмоций. Это не просто выражение какой-то боли, чувств, это сформировавшаяся жизненная позиция: презрение к людям, которые залили Россию кровью, способны лишь к трусливым доносам.
Ольга С.: Поэтесса показывает духовную и моральную бедность общества. После революции люди озверели, у них не осталось никаких ценностей, смысла жизни. У таких людей нет никакого будущего и цели в жизни. Я думаю, Гиппиус мечтает увидеть расцвет своей Родины, духовное богатство народа, обрести хоть какую-нибудь надежду на спасение.
Эльвира П.: Духовно богатому человеку трудно приспособиться к новому обществу измененной России. Автор не чувствует, что это его Родина.
Надежда Т.: Если люди в обществе – звери, то с ними надо бороться, уничтожать их. Вот мысль автора. Лично она просто ненавидит таких людей, которые из-за своего поведения становятся зверьми, ничтожествами, превращаются в ужасных существ, которых нужно “убивать”. Если Россия кончена, то есть если в России только неподобающие стране люди, которых автор называет зверьми, то существовать в таком обществе невозможно – “я умираю”.
Ольга Д.: Главная мысль этого стихотворения – человек не может жить без Родины, а особенно русский человек – без России. Это даже не любовь, а просто невозможность существования отдельно от России. Это так же естественно, как то, что человек ничего не видит в темноте, что человек отличен от животных. Нормальный человек ненавидит тех, кто отрицает человеческую мораль, руководствуется только животными инстинктами. Эта ненависть для него естественна, как и смерть, когда перестает существовать его Родина. Непросто, если русский человек вдали от России.
В 1934 году, работая над стихотворением “Тоска по родине! Давно…”, Марина Цветаева написала удивительное произведение, в котором двенадцать слов-строк и вся судьба России:
Рябину
Рубили
Зорькою.
Рябина –
Судьбина
Горькая.
Рябина –
Седыми
Спусками…
Рябина!
Судьбина
Русская.
Как поняли это стихотворение учащиеся 11-го класса:
Светлана Б.: Стихотворение рассказывает о жизни всего русского народа. Судьбы людей сравнимы с судьбой дерева. Люди гибнут, их “срубают”, не дают спокойной, нормальной жизни. Это горькая судьба русского народа!
Семен Ж.: Цветаева сравнивает здесь Россию с рябиной, революцию – с гибелью страны, говорит о горькой судьбе Родины.
Ксения Ч.: Была сломлена душа русского народа, которую рубили на заре нового времени.
Жанна П.: Цветаева показала загубленные невинные жизни, беспощадные многочисленные казни. В них она видела горькую судьбу России. В созвучии этих строк чувствуется боль, горечь, сочувствие и переживание автора.
Любовь Я.: В ходе революции были сломлены судьбы многих людей, был изменен политический строй в стране. Те, кто не сумел приспособиться, оказались в лагерях или за границей.
Мне кажется, что “рубили зорькою” здесь значит: рубили на заре нового времени, новой жизни, когда только свершились преобразования в стране.
Ольга Т.: Я думаю, что произведение несет какую-то горечь, сопереживание, боль за свою Родину. Возможно, даже сожаление за “горькую судьбину” своего народа. Цветаева здесь выражает свои мысли и чувства при помощи сопоставления России с рябиной, показывая всю полноту страдания и боли, когда срубают дерево, отражая в этом безысходность, в которой находятся Россия и ее народ.
Какой бы горькой ни была судьба поэта, стихотворения его продолжают волновать сердца людей. И каждый раз становится мучительно больно от мысли, что не нужны были России поэты. Они всегда видели то, что было сокрыто от современников, пытались теребить сознание людей, сделать их лучше, чище. И каждый раз умирали либо в изгнании, либо с пулей в груди. Зинаида Гиппиус. Марина Цветаева. Два поэта – две женщины – две судьбы…

Александр ИКОННИКОВ,
учитель русского языка и литературы муниципального лицея N22 г. Орла, отличник народного просвещения

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте