search
main
0

Гражданские мотивы на уроках литературы Что может исправить человека

Авторы-составители учебника – хрестоматии по литературе для 6-го класса О.Хренова и М.Снежневская включили в курс рассказ Станюковича “Человек за бортом!” Что в нем происходит?
У одного из матросов были украдены деньги. Это известие всех смутило, ведь воровство на судне было редчайшим исключением. Все друг друга знают, находятся постоянно рядом. Подозревают “подлеца Прошку”, который уже попадался на мелких кражах у товарищей.
“После нескольких мелких краж, в которых он был уличен, с ним почти не разговаривали и обращались с пренебрежением. Всякий, кому не лень, мог безнаказанно обругать его, ударить, послать куда-нибудь, поглумиться над ним, словно бы иное отношение к Прошке было немыслимо”.
Вот так на корабле относились к вору. И естественно, что матросы советуют пострадавшему Игнатову жестоко избить Прошку, что тот и делает.
Прошка Житин восклицает, обращаясь к матросам:
– Братцы! Как перед истинным Богом! Хучь под присягу сичас! Разрази меня на месте!.. Делайте со мной, что вгодно, а я денег не брал!
Эти слова поколебали многих. Действительно ли деньги украдены Прошкой? Игнатов не унимался и пообещал, что будет еще бить вора.
Ночью, на вахте, матрос Шутиков подошел к Прошке и предложил свою помощь, чтобы прекратить избиения предполагаемого вора. Он готов дать деньги Прохору: “…возьми ты у меня…и отдай их Игнатову…”
Мы видим, как вдруг неожиданно в Прошке происходит перемена: “Спасибо тебе, добрая душа!.. Только твоих денег, Шутиков, не нужно… Я все же чувствую и не хочу перед тобой быть подлецом… Не желаю…”
Он сознается в том, что украл деньги у Игнатова, и обещает вернуть их, что позже и делает.
Прошка ни на шаг не отходит от человека, поверившего ему, а главное, предложившего помощь. Это как бы перевоспитывает Прошку. Когда случается несчастье и матрос Шутиков падает за борт, то спасает его, первым бросившись в океан, Прошка. Вот такое превращение из труса и вора Прошки в героя Прохора мы наблюдаем в рассказе К.Станюковича “Человек за бортом!”
Естественно, что мы с шестиклассниками не могли не поговорить о том, почему Прошка Житин стал вором и что может исправить человека.
Отвечая на эти вопросы, мы осмысливаем действительность, пытаемся найти причины, по которым и сегодня совершаются преступления. А главное, ищем средства исправления этих оступившихся людей.

“Прошка стал вором, потому что к нему относились очень плохо, его били, ругали”.
Мария Попова

“Прошка стал вором, потому что его не уважали. Он думал, что если его не уважают, ничего не будет плохого и в воровстве”.
Полина Воропаева

“Кто такой вор? Это человек, у которого ничего не осталось, которого все отвергли, вынужденный воровать ради того, чтобы выжить. У Прошки такая же ситуация”.
Алина Назарова

“Человек, который был замечен в воровстве, отлучается от общества. С ним никто не разговаривает, он ворует все больше и больше”.
Владимир Целинко

“Прошка был лентяем. Все стали называть его вором, и Прошка вжился в образ вора”.
Анна Ицвейк

“К Прошке все относились плохо, били его. Прошка считал, что его жизнь ничтожна, и ему остается только воровать, потому что его все равно никто не пожалеет. Но он ошибся. Нашелся такой человек, который помог Прошке, отнесся к нему с лаской и добротой”.
Елена Шишкина

“Прошка стал вором, потому что он потерял веру в себя, никто не считал его полноценным человеком. Прохор привык к тому, что его постоянно били. Все думали, что он никогда не исправится. Но в душе Житин был очень добрым и отзывчивым”.
Ангелина Егорова
А теперь попытаемся найти средства исправления тех, кто оступился.

“Чтобы вернуть человека с дурного пути, нужно дать ему возможность поверить в свои силы”.
Елена Шишкина

“Заставить человека поверить в себя могут доброта, отзывчивость, целеустремленность того, кто хочет исправиться”
Ангелина Егорова

“Если человек был вором, не нужно постоянно ему об этом напоминать и относиться с пренебрежением. В общество вернуть человека можно с помощью уважения и доброты”.
Анна Ицвейк

“Если к человеку, бывшему преступником, относиться как к нормальному, то вскоре он поймет, что можно вернуться в общество и стать уважаемым человеком”.
Полина Родичева

“Человеку нужно внимание, доверие, уважение. Он должен чувствовать себя не “отбросом” общества…”.
Полина Воропаева

“Чтобы исправить человека, к нему нужно относиться хорошо, помогать в трудных ситуациях”.
Семен Кожухов

“Вернуть человека обществу можно вниманием к нему”.
Мария Попова

“Если к человеку относиться плохо, унижать его, то и он сам будет стремиться к худшему, а не к лучшему”.
Ксения Костикова

В результате коллективного труда мы попытались найти пять способов исправления оступившихся людей:

1. Дать возможность поверить в свои силы.
2. Относиться с уважением, вниманием, лаской, добротой, отзывчивостью.
3. Оказывать всестороннюю помощь.
4. Дать понять, что он нужен обществу.
5. Относиться так, как к себе.

Александр ИКОННИКОВ,
учитель русского языка и литературы

Орел

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте