В беседе с Яковом Соколовым я попросила его ответить на несколько вопросов.
– В чем заключаются задачи курса?
– Основных задач три: формирование гражданственности; помощь в самоопределении личности; формирование демократической культуры.
– Каковы его особенности?
– Главное – это использование простого, понятного школьнику языка; об’яснение жизненно важных для растущего человека проблем окружающей его жизни; ориентация на активные формы преподавания.
– Как вы внедряете ваш курс?
– Сами пособия-учебники включают методическую систему. Это означает, что в учебнике имеются вопросы, задания, хрестоматийные тексты, тесты, словарь и другой дидактический материал. Учебники отдаются в области и регионы только после проведения 1-2 семинаров, на которых раз’ясняются содержание, методика, программа курса. Мы стараемся следить за эффективностью внедрения – проводим периодические срезы усвоения учащимися курса. Большое значение придается мотивации, тому, как заинтересовать учащихся, вовлечь их в учебный процесс.
Интересно, что содержание курса определяют не основы общественных наук – философии, экономики, политологии, социологии, права и др., а проблемы общественной жизни.
В 5-7-х классах предлагаются следующие темы для изучения: “Гражданин”, “Человек в обществе”, “Власть и порядок в обществе”, “Многонациональное государство”, “Национализм и экстремизм”, “Нормы морали”, “Семья”, “Родители и дети”, “Что такое закон”, “Права человека”, “Экономика и развитие общества”, “Экономика нашей страны”, “Армия”, “Экология и порядок в нашем доме”, “Что такое культурный человек”, “Сохранение культурных богатств”, “Забота о здоровье”, “Правила для нашей безопасности”.
Построение курса в 8-9-х классах обусловлено двумя основными задачами. Это, во-первых, изучение жизнедеятельности человека-гражданина в обществе через целостную систему знаний и, во-вторых, психолого-педагогические гарантии максимально эффективного усвоения курса школьниками при опоре на 3 основных принципа: (а) доступность; (б) чередование содержательных блоков, имеющих различную эмоциональную насыщенность; (в) направленность на личность ученика.
Обучение по данному курсу в восьмом классе начинается с раздела “Человек в обществе” (основы социальной психологии), который вводит ребенка в мир человеческих отношений. Политико-правовая сфера представлена разделом “Права и свободы человека и гражданина”. Изучение “Основ рыночной экономики” начинается в восьмом и продолжается в девятом классе. Содержание этого раздела направлено на развитие экономического мышления, необходимого гражданину, – разбираются ключевые, фундаментальные звенья экономики, построенной на конкуренции, и показывается человек в условиях такой экономики. Далее следует очень важный раздел “Российская Конституция”, который имеет подзаголовок “Азбука демократии”. Учащимся дается возможность взглянуть на Конституцию не как на догму, которую нужно заучивать, а как на живой срез общественной жизни.
Перед разделом “Современная семья” ставятся две основные задачи: помочь учащимся оценить реальное состояние общества, в котором живет семья, и осуществить морально-психологическую подготовку к семейной жизни на основе проигрывания различных социальных ролей.
Каждый раздел, который авторы еще называют “модуль” или “курс-модуль”, печатается отдельным пособием, книжечкой, что удобно для использования в классе и дома.
Из последних работ заслуживает внимания курс-модуль “Ответственность за правонарушения”, который направлен на решение двух задач: (1) дать общее представление об уголовном праве; (2) осуществить посильную профилактику правонарушений. Интересно, что данный раздел курса “Граждановедение” целиком строится на региональном и местном материале. То есть при общей структуре примеры для брянских детей приводятся из Брянской области, для челябинских учащихся – из Челябинской области и т.д. Первым рискнул заказать такую работу небольшой уральский городок Новоуральск. Сейчас этот курс-модуль внедрен также в ряде других городов и областей: в Тольятти, Новом Уренгое, Брянской, Челябинской, Тверской областях и др.
Структура каждого курса-модуля (разработки) включает методическое обеспечение занятия по теме. Первый раздел – это текст, включающий изучаемую информацию, точнее, контуры проблемы, которую нужно изучить учащимся. Затем следуют вопросы, а после них – задания, которые подобраны таким образом, чтобы у учителя был выбор. После заданий следует раздел “Познай людей и самого себя”. Он способствует самоопределению и самосовершенствованию растущего человека, личности. Здесь учащиеся могут обсудить черты личности, которые больше соответствуют людям, уважающим права человека (модуль о правах человека), приводятся интересные психологические тесты, которые помогают анализировать себя. Следующий раздел “Прочтите и подумайте” содержит специально подобранные тексты по теме занятия, т.е. это не что иное, как мини-хрестоматия. Цитаты в разделе “В мире мудрых мыслей” помогают лучше осознать тему, можно обсудить приведенные высказывания и их авторов. Затем даются темы сообщений и сочинений, а также приводится словарь персоналий и терминов.
На мой взгляд, важной особенностью курса “Граждановедение” является то, что он дает не только политико-правовые, экономические и социальные знания, но и воспитывает у школьников важнейшие нравственные качества, прививает любовь к своей стране, развивает чувство собственного достоинства, воспитывает гражданина. В этом и состоят основные задачи курса.
Наталия ВОСКРЕСЕНСКАЯ
Получить более подробную информацию и заказать материалы по курсу “Граждановедение” вы можете по адресу: 119048, Москва, ул.Доватора, д. 5/9. Научно-внедренческий центр “Гражданин”.
Комментарии