search
main
0

Граждане должны заботиться о своем здоровье и сами

​Главное богатство страны – люди. Всякое богатство должно оберегаться и приумножаться. Однако сегодня уровень смертности в России в два раза выше, чем в мире. Нынешняя сверхсмертность обусловлена высокой заболеваемостью (на 30-40% выше европейской), по сердечно-сосудистым болезням мы на втором месте в мире, у нас высокий уровень смертей от инфекционных болезней (туберкулез, гепатит), а гибель мужчин трудоспособного возраста от несчастных случаев и отравлений, связанных с неумеренным потреблением алкоголя, его суррогатов и заменителей, наркоманией, в 3-4 раза выше, чем в Европе.

Сейчас всем становится очевидно, что изменить ситуацию в России невозможно без активности самого населения, направленной на оздоровление образа жизни и среды обитания, заботу о своем здоровье. В этом наше отличие от западных стран, где  произошли огромные, принципиальные изменения в отношении к проблемам жизни и смерти. Образ жизни и здоровье – проблема, вышедшая далеко за пределы интересов здравоохранения. Формировать понятие ценностей здоровья и норм здорового образа жизни нужно с участием специалистов разных дисциплин – социологов, философов, психологов, педагогов, журналистов, артистов, медиков. И делать это нужно в разных сферах и на разных этапах жизни человека – в семье, на всех ступенях образования, в профессиональной среде, при организации досуга. Принципиально важно, чтобы человек осознавал свою личную ответственность за собственное здоровье, чтобы он имел желание и возможность выбора той или иной стратегии его улучшения.С чего надо начинать? Безусловно, чем раньше человек узнает о канонах здорового образа жизни, тем лучше. Начинать надо с детей раннего возраста, и при этом вокруг этого ребенка должны быть осведомленные в этой области родители, бабушки и дедушки. Получается, что необходима система единого наступления пропаганды, которая должна быть включена в систему образования, повышения квалификации, организации досуга. Пропаганда здорового образа жизни прежде всего должна вызвать интерес, быть включенной в обязательном порядке в систему получения знаний. Полученные знания формируют мотивацию к ведению здорового образа жизни, наконец осуществляется само действие, а  при этом должны быть обеспечены условия для реализации этого действия.Практика показывает, что сегодня нужны новые формы пропаганды здорового образа жизни. К современным детям должны быть и современные подходы. Поэтому мы решили начать такую работу в компьютерных классах, где все дети с удовольствием занимаются информатикой. Чем хороши школы и вузы? Во-первых, это организованные коллективы, находящиеся под постоянным патронатом профессиональных воспитателей – учителей, основная задача которых – обучение. Во-вторых, есть возможность воздействовать на детей младших классов через их родителей. В-третьих, в современных школах  созданы классы информатики и  работают специалисты, подготовленные в этой области. В-четвертых,  установлены обязательная диспансеризация школьников и возможность изучения статуса здоровья в различные периоды развития детского организма. Наличие этих условий позволило нам в инициативном порядке разработать и реализовать проект создания автономных центров оценки здоровья в учебных заведениях Зеленограда.Основные задачи проекта:- анализ состояния здоровья школьников Зеленограда по данным демографических показателей и заболеваемости в динамике за определенный период времени (традиционный подход);-  анализ состояния здоровья студентов МГАДА и школьников 1-11-х классов 10 школ (включая школы здоровья) Зеленограда, ранжирование их по степени адаптации, используя методику математического анализа вариабельности сердечного ритма; –  разработка интегральных показателей оценки образа жизни школьников и проведение их анкетирования по этим показателям с учетом гендерных особенностей; –  определение наиболее перспективных и социально необходимых направлений для организации постоянно действующих семинаров для учителей, родителей и учащихся (с учетом возрастных групп) по основным параметрам здорового образа жизни с привлечением специалистов медицинских учреждений города.Первое направление. Впервые в практике образовательных учреждений на уроках информатики учащиеся по заданию преподавателя проводят анонимное анкетирование. Полученные данные в виде графиков и оценочных таблиц используют педагоги школ, эти данные  позволяют им судить о том, как учащиеся конкретного класса, потока или школы в целом соблюдают режим труда и отдыха; правила личной гигиены; каков характер их питания; отношение к физкультуре и спорту; имеются или нет вредные привычки. Периодически проводимый анкетный опрос позволяет дать оценку эффективности той или иной формы просветительской работы по сохранению собственного здоровья детей и молодежи.Побудить население, научить его бережному отношению к своему здоровью – становится сегодня задачей номер один, и здесь без учителей не обойтись. Учитель находится в постоянном контакте с ребенком, поэтому именно он может сделать для здоровья школьников гораздо больше, чем врач. Задача педагогов состоит в сохранении и укреплении здоровья школьников и формировании здорового образа жизни. Педагоги обеспокоены учебными перегрузками детей, считают их одной из причин неблагополучного состояния здоровья школьников. Учитель прекрасно понимает, что умственная деятельность, связанная с процессом обучения, относится к числу самых трудных для детей. Это связано с тем, что нервные клетки коры головного мозга детей обладают еще относительно низкими функциональными возможностями, поэтому большие умственные нагрузки могут вызвать их истощение. Не случайно в педагогической среде возникло понятие здоровьесберегающих технологий.Но как отличить болезнь от физиологических перегрузок и переутомления, как измерить уровень здоровья? Умение измерять его –  самая сложная и в то же время самая актуальная проблема современной медицины и физиологии. Ведь переход от здоровья к болезни происходит через перенапряжение, истощение и срыв механизмов адаптации; чем раньше мы сможем предусмотреть такой исход, тем больше шансов сохранить здоровье. Следовательно, проблема сводится к тому, чтобы научиться определять (измерять) степень напряжения регуляторных систем организма и таким образом управлять своим здоровьем. От ее решения зависит вся организация здравоохранения и оказания медицинской помощи населению. До сих пор она решалась в рамках нозологического подхода (греч.  – «болезнь»): рассматривался один класс здоровых людей и множество классов заболеваний. Вместе с тем за последние десятилетия получил развитие и иной взгляд на эту проблему. Ее сейчас решает донозологическая диагностика.Второе направление – донозологический контроль состояния здоровья школьников. В школе или высшем учебном заведении в кабинетах информатики,  в  иных местах, оборудованных компьютером, устанавливается аппаратно-программный комплекс типа «Вита», с помощью которого под руководством преподавателя в течение 5 минут проводится оценка степени напряжения регуляторных систем и адаптационных возможностей организма методом анализа вариабельности сердечного ритма. Полученные данные в доступном для школьника и их родителей виде представляются  как отчет о статусе его здоровья и необходимых рекомендациях по дальнейшему поведению испытуемого.Донозологический контроль – практический шаг к тому, чтобы динамически оценивать состояние регуляторных систем, выявлять самые начальные проявления перенапряжения как в целостном организме, так и в отдельных органах и системах. Донозологический подход к оценке состояния здоровья, к оценке функционального состояния организма состоит в том, чтобы, не дожидаясь проявлений болезни, выявить изменения в регуляции функций и принять своевременные эффективные меры по оздоровлению и профилактике.Донозологический контроль предусматривает:а) оценку адаптационных возможностей организма как показателя уровня здоровья;б) определение в динамике тенденций изменения этого уровня в направлении повышения адаптационных возможностей, то есть в сторону здоровья, или снижения адаптационных возможностей, то есть в сторону болезни;в) прогнозирование вероятного перенапряжения и истощения механизмов адаптации и риска развития патологических отклонений (заболеваний).Принципиальное отличие систем донозологического контроля от традиционных систем медицинского контроля и профилактики заключается в том, что они ориентированы не на диагностику заболеваний, а на оценку уровня здоровья.Третье направление.  Учитывая данные анкетного опроса и результаты донозологического контроля, проводится целенаправленная просветительская работа со школьниками по профилактике заболеваний, важности соблюдения рационального режима дня, личной и общественной гигиены силами педагогов, психологов, родителей, врачей лечебного и санитарного профиля.В прошлом году мы были участниками Всероссийского конкурса проектов по ЗОЖ «Здоровая Россия». Наш проект был отмечен сертификатом и занесен в библиотеку лучшего опыта по формированию  ЗОЖ. Должен заметить, что проект создания автономных центров в учебных заведениях имеет мощную научную поддержку и сопровождение. В первую очередь это сотрудники ИМБП РАН (Р.Баевский, А.Берсеньева, Е.Берсеньев), ученые институтов ФМБА (бывший 3-й ГУ МЗ СССР), 1-го МГМУ им. Сеченова, ученые МГАДА.Леонид ДЕНИСОВ, доктор медицинских наук, профессор, заслуженный врач РФ, главный государственный санитарный врач ЗелАО, заведующий лабораторией здоровьесберегающих технологий Московской государственной академии делового администрирования

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте