search
main
0

Гранты МГО профсоюза

Система адаптации новых работников в московской школе

В июле 2022 года Москва отмечает десятилетие образования нового округа – ТиНАО. За это время на присоединенных к городу территориях выросли многочисленные жилые микрорайоны, а вместе с ними и объекты инфраструктуры – большое количество школ и детских садов-новостроек. Административные команды образовательных организаций столкнулись с новым для себя испытанием, которое в ТиНАО имеет массовый характер: в короткие сроки набрать полноценный штат работников и с нуля создать слаженно работающий коллектив.

Традиционно в каждой школе ежегодно происходят изменения в кадровом составе, и обычно это не является проблемой. Новые работники быстро приобщаются к ценностям уже сложившегося коллектива, подстраиваются, учатся у коллег, при наличии делятся своим опытом и наработками.

Совсем иначе дело обстоит в новостройках. Коллектив новых образовательных площадок еще не имеет своего ядра, понимания того, какие ценности важны для школы, какие цели и задачи ставятся перед работниками в перспективе.

Растерянность и непонимание испытывают, конечно, в первую очередь молодые специалисты, которые, приходя в школу, сталкиваются со множеством новых для себя явлений. Ежедневно у них появляются практические вопросы по методике проведения уроков, занятий, классному руководству, работе с ЭЖД, общению с родителями, ответы на которые каждый молодой педагог ищет методом проб и ошибок.

Проблема адаптации возникает не только у неопытной молодежи. Достойная заработная плата московских работников образования привлекает из разных регионов страны специалистов, которые хоть и имеют большой опыт педагогической деятельности, плохо представляют специфику работы в современной, технологичной школе Москвы.

Из-за экономических изменений на должность учителя или воспитателя все чаще приходят работники, которые имеют педагогическое образование, большой трудовой стаж, но в другой сфере, без опыта работы по специальности или с ним, но после большого перерыва. У этих работников возникают те же вопросы и проблемы, с которыми сталкиваются молодые педагоги.

В условиях, когда в сжатые сроки нужно запустить работу новых образовательных площадок и для этого принять в штат большое количество людей, администрация школ часто смягчает требования к профессиональным качествам соискателей, поэтому вышеописанные работники могут составлять довольно большую часть коллектива образовательного комплекса. В таких коллективах общее качество работы чаще всего достаточно низкое, а психологический климат нестабилен.

Производственная необходимость требует от принятых сотрудников мгновенного погружения в работу, поэтому они приступают к исполнению своих должностных обязанностей без какого-либо адаптационного периода. Большая нагрузка, высокая интенсивность труда, обилие новой информации не способствуют возникновению мотивации к саморазвитию и самообразованию. Зачастую новый работник не обращается за помощью, так как боится показаться неквалифицированным или попросту не знает, к кому можно подойти с теми или иными вопросами. Проблемы, с которыми специалист пришел в школу, в большей степени остаются нерешенными. Это часто приводит к низкому качеству исполнения трудовых обязанностей, нарушению правил, должностных инструкций и, как следствие, дисциплинарным взысканиям, эмоциональному выгоранию и даже уходу из профессии.

Такая ситуация невыгодна ни администрации образовательной организации, ни работнику, поэтому в школе №2094 подошли к решению проблемы комплексно. Первичной профсоюзной организацией при участии административной команды был разработан проект, целью которого является создание и внедрение в деятельность школы системы адаптации новых работников.

Данная система включает в себя комплекс обучающих, командообразующих мероприятий, тренингов, сессий по обмену опытом для вновь принятых работников и нацелена на формирование сплоченного коллектива, где каждый работник понимает цели и задачи образовательной организации, осознает свою роль в их реализации, стремится к повышению качества работы, принимает ценности корпоративной культуры.

В настоящее время сформирована рабочая группа по реализации проекта, в составе которой члены профсоюзного комитета и профактив ППО, представители администрации школы, методисты, специалисты. Членами проектной команды разработана «дорожная карта» для каждой из целевых групп, составлен план мероприятий по ликвидации дефицитов новых работников.

Проект стал победителем I конкурса на предоставление грантов МГО профсоюза первичным профсоюзным организациям со 100%-ным членством. МГО профсоюза осуществляет методическое сопровождение, в рамках которого члены рабочей группы уже посетили первую обучающую сессию.

Начало реализации проекта в школе запланировано на сентябрь 2022 года. Уже в ходе реализации станет понятно, насколько эффективны выбранные методы, требуют ли они корректировки. Окончательная оценка эффективности проекта будет проведена в мае – июне 2023 года после анализа таких показателей, как количество работников – участников проекта, продолжающих работу в учреждении, сохранность 100%-го профсоюзного членства, наличие/отсутствие дисциплинарных взысканий у участников, жалоб со стороны родителей и коллег на некачественное исполнение должностных обязанностей, результаты независимых профессиональных диагностик (высокий и экспертный уровни), а также количество участников проекта, рекомендованных к поощрению.

Помимо количественных показателей будут оценены и качественные. С помощью тестов, опросов работникам предстоит рассказать о том, насколько хорошо они понимают цели и задачи образовательного учреждения, осознают ли свое место в общей системе, признают ли ценности корпоративной культуры, ликвидировали ли они свои дефициты, насколько им комфортно работать в данном коллективе.

Оксана ЛИПАТНИКОВА, председатель ППО школы №2094 (ТПО ЮЗАО и ТиНАО)

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте