search
main
0

Гранты мэра получают только достойные

​Семь образовательных учреждений Зеленограда стали обладателями гранта мэра Москвы. Как им удалось добиться такого успеха? О школах-лауреатах, о качестве образования и новых возможностях, которые открываются перед образовательными учреждениями, мы решили поговорить с начальником Зеленоградского окружного управления образования Анной ХАЛЕВОЙ.

– Анна Федорова,   на ваш взгляд, зеленоградские школы, ставшие лауреатами гранта мэра Москвы,  особенные, отличаются от других образовательных учреждений?  Что позволило им добиться такого результата?  Что их объединяет? – Безусловно, каждая из этих школ имеет свое лицо, свои изюминки, достижения. Объединяет их, наверное, то, что коллектив каждой школы во главе с ее руководителем (а это опытные управленцы, высокопрофессиональные педагоги, настоящие лидеры и творческие личности) объединен одной  идеей: стремлением идти в ногу со временем, обеспечивая высокое качество образования и воспитания в столичном образовательном учреждении. Как следствие эти школы популярны среди жителей округа. Родители с большим желанием приводят учиться своих детей именно в эти школы. Выпускники этих школ стабильно показывают высокие результаты обучения по итогам ЕГЭ, среди учащихся много победителей олимпиад, научно-практических конференций, выставок НТТМ, интеллектуальных, творческих  конкурсов. В чем же их отличие друг от друга, от других школ? К примеру, гимназия №1528 стала базовой по филологическому образованию. Для развития этого направления в округе на базе гимназии проводится окружная научно-практическая конференция по русскому языку «Языкознание для всех».  Еще одно направление деятельности, которое хорошо удается этой школе, – профильное обучение гуманитарной направленности на старшей ступени обучения. Хочу отметить ту интересную и очень важную работу с обучающимися-добровольцами, которую проводит педагог-психолог этого образовательного учреждения, внося вклад  в создание психологически комфортной школьной атмосферы. Это и обучение разрешению конфликтных ситуаций, и профилактика различного рода зависимого поведения. В сложном подростковом  возрасте благодаря инициативе педагога-психолога ребята учатся общаться, быть уверенными, инициативными, позитивными, помогать друг другу, пропагандировать в среде сверстников нравственные ценности, ценности здорового образа жизни. Своим участием и победами в интеллектуальных и творческих конкурсах гимназисты показывают, что их научили  мыслить творчески, широко, нестандартно.В средней общеобразовательной школе №853 дифференцированная работа с учащимися позволяет обеспечить высокий уровень подготовки ребят, мотивированных на обучение, за счет участия в большом количестве творческих и интеллектуальных конкурсов. Особенность этой школы – активнейшее участие в Ломоносовском турнире. Вот уже много лет эта школа  базовая по этому направлению, то есть ребята из других школ округа также имеют возможность принимать участие в турнире, пробовать свои силы. Чем хороша система Ломоносовского турнира? Тем, что ребенок не ограничен в наборе заданий – спектр достаточно велик, и каждый участник волен выбирать то, что ему наиболее интересно. Поэтому каждый уходит с турнира с чувством удовлетворения. И если ребенок год за годом участвует в таком турнире, он как раз и учится самому главному – мыслить. У этой школы очень большой опыт серьезной и результативной работы с мотивированными и одаренными  детьми. Средняя общеобразовательная школа №1151 – это прежде всего  большой коллектив учителей. Школа более 10 лет назад объединила два стоящих рядом здания. Среди педагогов этой школы многие имеют высшую квалификационную категорию, почетные звания,  они участники и победители профессиональных конкурсов. Директор школы №1151 Игорь Агапов – человек творческий, сыгравший очень большую роль в становлении и развитии конкурсного движения в нашем округе. Неудивительно, что именно эта школа всегда отличалась широким участием педагогов в профессиональных конкурсах. Кроме того, одним из первых этот коллектив начал реализовывать компетентностный подход в обучении. Вот уже 5 лет школа №1151 базовая по проведению окружной НПК по географии, которая дает возможность школьникам с 6-го по 11-й класс представить результаты своей исследовательской деятельности. В лицее №1557 (в одном из первых среди образовательных учреждений  округа) были введены индивидуальные учебные планы. На сегодняшний день это базовая школа при Научно-исследовательском университете МИЭТ. На базе лицея работает лаборатория робототехники, воспитанники которой – победители и призеры различных соревнований, в  том числе за рубежом. В лицее создана уникальная система дополнительного образования, без которой трудно представить это образовательное учреждение. Лицеисты – одни из самых активных участников и  неоднократные победители игр «Что? Где? Когда?», брейн-рингов, игр КВН, фестиваля интеллектуальных игр «Зеленый шум», выставки научно-технического творчества «РИТМ Зеленограда», региональной научно-практической конференции «Творчество юных»  и др.- Система образования развивается успешно, если совершенствуются процессы управления. Какова  при этом позиция окружного управления образования? – В первую очередь задача управления образования заключается в том, чтобы образовательные учреждения округа работали эффективно. Но нельзя просто сказать образовательным учреждениям: вы должны работать эффективно. За понятием эффективности, разумеется, стоят абсолютно конкретные вещи. Что это значит? Учреждение должно обеспечить ученикам и их родителям возможность выбора нужного образования как по уровню, так и по направленности, то есть целый комплекс качественных и востребованных родителями образовательных услуг. – Как  же оценить эффективность работы образовательного учреждения?- В настоящее время в соответствии с задачами государственной программы развития образования на 2012-2016 гг. Департамент образования разрабатывает Московский стандарт качества образования. Это система, включающая в том числе различные критерии и показатели качества образования, отражающие динамику развития каждого образовательного учреждения. Мы в своем округе также разработали показатели для оценки эффективности работы образовательных учреждений. В разработке принимали участие руководители и педагоги образовательных учреждений, специалисты управления, методисты, представители профсоюза, родительской общественности. Разработанные материалы были вынесены на общественное обсуждение, только после  этого, с учетом поступивших замечаний и предложений,  эти показатели были приняты в работу. – Что же это за показатели? – Это результаты образовательной деятельности (итоги ЕГЭ, ГИА, участие во Всероссийской и Московской  олимпиадах школьников), участие в профессиональных конкурсах педагогического мастерства, предоставление государственных услуг в электронном виде (электронный журнал, дневник, информационные пространства учителей, типовые сайты, запись в 1-й класс), финансово-экономические показатели (численность контингента обучающихся, средняя заработная плата педагогов), результаты проверок надзорных органов, наличие подтвердившихся жалоб в адрес администрации и педагогов, показатели по травматизму и правонарушениям несовершеннолетних.  – Кто  оценивает эффективность работы ОУ?- Мы создали комиссию по оценке эффективности деятельности образовательных учреждений, которая поквартально рассматривает показатели,  а результатом становится рейтинг образовательных учреждений округа по эффективности работы. Таким образом, управление образования получает объективный материал для анализа деятельности образовательных учреждений, а учреждения обсуждают результаты эффективности своей работы в педагогических коллективах и разрабатывают комплекс мер для устранения имеющихся недостатков. Я уверена, что для  каждого коллектива это хорошая возможность сравнить себя с другими, увидеть сильные и слабые стороны, определить свое место в образовательном пространстве округа.- Перед образовательными учреждениями поставлена задача повышения качества образования. А что такое, по вашему мнению,  качество образования? Это конкретный результат, а может ли быть результатом такая атмосфера обучения и воспитания, которая полностью устраивает учащихся и их родителей? –  В первую очередь в повышении качества образования чрезвычайно важна роль педагога. В чем это выражается? В том, чтобы учитель умел увлечь ребенка, научить его самостоятельно мыслить, помочь ему развиться не только интеллектуально, но и нравственно,  умел учесть особенности каждого ученика, его способности и интересы, подготовить старшеклассника к поступлению  в вуз. Очень важно, чтобы педагог ставил перед собой четкие цели и хорошо понимал, каким образом и с помощью чего он будет их достигать. Здесь очень важна направляющая роль руководителя школы, методических объединений. Какие цели ставят перед собой большинство современных выпускников школ? Получить хорошие знания, окончить школу с такими результатами, чтобы поступить в желаемый вуз на выбранную специальность, успешно получить высшее образование, добиться успеха в жизни. Ребята ценят все те возможности, которые дает им школа, если они помогают им достичь этой цели, но также они ценят и то, что помогает им реализовать свои интеллектуальные,  творческие и лидерские возможности, потребность в общении со сверстниками и взрослыми, ощущении себя нужным и интересным. И если школа предоставляет ребенку возможность попробовать применить свои интеллектуальные и творческие силы в разных областях, тогда и обеспечивается общее развитие детей, за счет чего потом достигаются и результаты. – Но мы знаем, что  некоторые школы добиваются  особенно высоких результатов?  Почему? – Потому что в каждой из них сложился коллектив высокопрофессиональных творческих учителей, объединенных одной идеей. Именно такой коллектив способен создать школьную среду, в которой ребенку хочется и учиться, и развиваться, и участвовать в школьной жизни, и находить себе занятия по душе. Есть множество примеров из жизни, когда родители очень довольны школой, которую посещает их ребенок, и не променяют ее ни на какую другую (и такая школа всегда будет популярной среди родителей) просто потому, что ребенок каждый день с удовольствием идет в эту школу. Первый, и самый главный вопрос: хочет ли ребенок идти в школу, комфортно ли ему там, ощущает ли он там себя нужным, интересным? Ответ всегда будет положительным, если в школе создана доброжелательная, психологически комфортная атмосфера. Если школьная жизнь увлекает ребенка,  он чувствует себя полноправным членом коллектива. – Не секрет, что школа и родители часто, говоря  о том, что такое качество образования, подразумевают разное. Что делать в этом случае?- У учителей есть совершенно конкретные показатели качества, а родители, приводя своего ребенка в ту или иную школу, оценивают ее  не только по месту, занимаемому в каком-либо рейтинге по итогам ЕГЭ, олимпиад. Не всем детям легко дается учеба, не всем дано побеждать  в олимпиадах. Но каждому родителю важно, чтобы его ребенок с удовольствием шел в школу. Каждый родитель хочет быть уверенным, что его ребенка примут со всеми его особенностями и найдут подход, помогут раскрыться. – Сегодня в Москве создаются образовательные комплексы. Какие новые возможности появляются в связи с этим  у образовательных учреждений? –  Образовательные комплексы создаются для реализации тех главных задач, которые стоят сегодня перед столичными образовательными учреждениями. Это в первую очередь повышение качества образования, ведь от этого зависит успех каждого выпускника школы в его дальнейшей жизни. Именно комплекс может предоставить родителям и учащимся расширенный спектр образовательных услуг, обеспечить преемственность всех ступеней образования, успешную социализацию, многообразие профилей на старшей ступени.  Хочу привести в пример школу №1151, которая была реорганизована более 10 лет назад путем объединения двух рядом стоящих школ. Сегодня мы видим результаты работы этой школы, которая стала лауреатом гранта мэра Москвы по итогам 2011-2012 учебного года. В этой большой школе для детей действительно созданы большие возможности, а у учителей  – достойная заработная плата. Что касается тех образовательных комплексов, которые были созданы в Зеленоградском округе в 2011-2012  учебном году,  то хочу сказать, что процесс этот не был механическим, во всех этих учреждениях совместно с родительской общественностью шли серьезные обсуждения целесообразности реорганизации,  там рассматривали различные точки зрения и варианты, только после этого принимали совместные решения. К примеру, 4 здания объединил лицей №1557, который возглавила Т.Грабарник. У этого учреждения очень серьезные планы дальнейшего развития, в том числе запланировано развитие раннего математического образования, открытие новых профилей. В условиях, когда ресурсы и возможности значительно увеличены, лицею предстоит не просто сохранить  все лучшее, что уже было создано,  но и приумножить его. Однако, говоря об образовательном комплексе как о новой модели образовательного учреждения, мы прекрасно понимаем, что руководство таким комплексом для директора школы сложная задача и огромная ответственность. В том числе и для того, чтобы оно было успешным, директорам необходима помощь в определении новых механизмов управленческой деятельности. Безусловно, очень были  полезны декабрьские еженедельные тематические селекторные совещания руководителя Департамента образования, посвященные вопросам управления образовательными комплексами. В свою очередь  Зеленоградское управление образования создало рабочую группу, которая занимается разработкой рекомендаций и  обобщением имеющегося опыта по этой теме, проведением семинаров-тренингов для директоров больших школ.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте