Правительство Москвы на очередном заседании рассмотрело вопрос о грантах образовательным учреждениям.
Сергей СОБЯНИН, мэр Москвы:- Мы уже два года присуждаем гранты лучшим школам Москвы, рейтинг лучших школ, на основе которого присуждаются гранты, стал общепризнанной шкалой оценки качества московского образования. С учетом накопленного опыта предлагается увеличить количество грантов в 2 раза за достижение высоких результатов в учебе – с 85 до 170. Таким образом, на их получение может претендовать более широкий круг школ. Число грантов за создание благоприятных условий образовательной деятельности (50) останется неизменным. Исаак КАЛИНА, министр Правительства Москвы: – Если можно, все-таки чуть-чуть истории. Дело в том, что с 2011 года в столичном образовании произошли масштабные преобразования по выравниванию возможностей образовательных учреждений для обеспечения равного образовательного старта каждому московскому ребенку. В систему образования сделаны серьезные финансовые вливания, осуществлен переход на новую систему финансирования, существенно обновлена материально-техническая база школ, заменено компьютерное оборудование, внедряются новые образовательные технологии. Это выравнивание условий дало возможность сформировать рейтинг образовательных учреждений по результатам их деятельности и вклада в обеспечение московским школьникам столичного уровня качества образования, которое в дальнейшем, конечно же, гарантирует выпускникам московских школ возможность получать образование в лучших вузах города. Индикатор этого вклада – количество московских школьников, которые получили хорошие результаты при проведении независимой диагностики учебных достижений в 4-х и 7-х классах, высокие баллы на ЕГЭ и ГИА в 11-м и 9-м классах или стали победителями или призерами на предметных олимпиадах. Для усиления мотивации педагогических коллективов к повышению качества работы рейтингование образовательных учреждений было подкреплено грантами мэра Москвы. Правительство Москвы предусмотрело, чтобы средства гранта могли использоваться как на развитие, содержание, оснащение образовательных учреждений, так и, что крайне важно, на стимулирующие выплаты педагогическим работникам. Сегодня уже можно говорить об эффективности этого шага. Динамика учебных результатов московских школьников говорит сама за себя. Ежегодно растет число обучающихся, набравших 220 баллов по трем предметам на ЕГЭ, и, что еще, может, важнее, количество школ, подготовивших таких учеников. Увеличивается число школ и обучающихся – участников независимых диагностик учебных достижений. Улучшились результаты московских школьников во всероссийской предметной олимпиаде. В этом году команда Москвы на заключительном этапе Всероссийской олимпиады показала лучший результат по количеству абсолютных победителей за все время существования олимпиады, далеко, кстати, оторвавшись и от других регионов: у нас 84 человека из 52 школ стали абсолютными победителями заключительного этапа, в прошлом году их было 74, и было только из 44 школ. Поэтому наша основная задача на сегодняшний день – это не только сохранять, поддерживать и развивать школы, где высокий уровень качества образования (это многолетняя традиция), но и, что, может, еще важнее, стимулировать остальные московские школы для достижения высоких образовательных результатов как можно большим количеством учеников. Сегодня для всех очевидно, что рейтинг – это очень важный инструмент мотивации педколлективов к поиску и развитию различных видов одаренности всех московских детей. Поэтому Департамент образования подготовил проект постановления, с принятием которого, во-первых, будет расширен перечень возможных грантополучателей: включаются все государственные и муниципальные учреждения, расположенные в том числе на территории Троицка, Щербинки и новых территорий, в два раза увеличится количество грантов и уменьшится дифференциация их размера, что позволит расширить возможности для поощрения образовательных учреждений, добивающихся высоких результатов деятельности. Дело в том, что таких учреждений с каждым годом становится больше и, что важнее, плотность их результатов становится намного выше сегодня. Теперь гранты мэра в сфере образования будут присуждать 220 учреждениям: 170 – за учебные результаты и 50 – тем учреждениям, которые работают с детьми с особыми потребностями, с особыми возможностями, за создание среды, соответствующей этим детям. Когда появился рейтинг (результаты первых 300 школ мы опубликовали в открытом доступе), то, конечно же, москвичи в какой-то мере стали ориентироваться на этот рейтинг, на эти результаты. Поэтому все школы, которые имеют высокие места – от 300 и выше, соответственно имеют и очень большое количество желающих в них учиться. На гранты мэра одного и того же достоинства теперь образовательные учреждения могут претендовать ежегодно, а не только раз в три года как было в прежнем положении. Это позволит получать дополнительный ресурс, ну скажем, системно, для более устойчивого развития. Все эти изменения прошли экспертное обсуждение с директорским корпусом, учителями, представителями научной общественности, входящими в экспертный совет государственной программы развития образования в Москве.
Комментарии