Сетовской школе родственно неповторимое величие самого прочного и долговечного камня. Во-первых, потому что «Г» – здесь считают, что «главное умение». Во-вторых, «Р» – надо «радоваться жизни», тогда все получится. В-третьих, «А» – «активная защита природного края» дарит ощущение, что ты не сторонний наблюдатель, а созидатель собственного мира. В-четвертых, «Н» велит «не лениться в труде», а «И» рекомендует «искать творческий подход к делу». И наконец, завершающая «Т» заклинает «творить добро». Вот из этих-то качеств и должен состоять истинный ученик Сетовской, твердый, как гранит, в своем намерении покорить вершину успеха. А любой природный материал, для того чтобы он раскрыл свои скрытые возможности, требуется доводить до ума. Этим здесь и занимаются.
Учителя Сетовской школы возвращаются обычно с конкурсов с победой. Стоит ли удивляться, здесь царит особый дух научного поиска, все педагоги – творцы своих программ, методик, подходов.
Сетовская школа стала победительницей конкурса реализации национального проекта «Образование». Ее отметили за активное внедрение инновационных образовательных программ. И стало это возможным прежде всего потому, что в ней собрался высокопрофессиональный коллектив единомышленников. Людей, которым интересно мыслить и экспериментировать.
Здесь отрабатывают внутришкольную и сетевую модель профильного обучения. Этому вопросу в Тобольском районе уделяют немалое внимание. Поставлена задача создания «системы специализированной подготовки в старших классах общеобразовательной школы, ориентированной на индивидуализацию и социализацию обучения, в том числе с учетом реальных потребностей рынка труда, отработка гибкой системы профилей и кооперации старшей ступени школы с учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования». А как ее решить?
Годами складывались модели действий. В районе разработали образовательную карту местности, из которой стало ясно, какая школа какой профиль может предложить. И пришли к выводу, что для небольших сельских школ, из которых состоит образовательное полотнище края, наиболее эффективным механизмом внедрения специализированной подготовки станет сетевая система. В районе сохранены и универсальные школы, в которых ведутся спецкурсы, факультативы профильной направленности.
Повышение квалификации прошло через курсовую переподготовку, проводимую ТОГИРРО, теоретические и практические семинары, районные методические объединения учителей-предметников, аппаратные совещания заместителей директоров по учебно-воспитательной работе.
Сеть в Сетово включает еще трех участников – Ушаровскую, Овсянниковскую и Ермаковскую школы. От Ушарово до Сетово расстояние 90 километров, но это никого не смущает, к российским просторам относятся без пиетета, да, так раскидала матушка-земля сибирская, а общаться надо. Тем более что объединяет этих сетевых партнеров достаточно веский аргумент: они расположены в Заречье. Ведь чтобы добраться в теплое время года из Тобольска до Сетово требуется паром. Зимой и на санях можно…
Для открытия опорного центра именно здесь условия были подходящими. В Сетовской школе хорошая материально-техническая база, оснащен компьютерный кабинет, действует спутниковая антенна, хороший библиотечный фонд, разработан план пополнения учебных кабинетов наглядными пособиями. У учителей, из которых у половины высшая квалификационная категория, среди них есть заслуженные учителя, отличник народного просвещения, почетные работники общего образования, возможности вести предметы на профильном уровне реальные. Психологическое сопровождение обеспечивается, предпрофильная подготовка проходит прекрасно, взаимодействие педагогов школы с прочими участниками сетевого взаимодействия налажено, учебный план для профильных классов составлен так, что подходит для каждого. И что немаловажно, благодаря грамотно выстроенной системе появилась возможность поощрять учителей, работающих в инновационном режиме.
На базе Сетовской школы открыты два профиля: естественно-математический (профильные предметы: математика, физика, химия, биология) – 10-й класс и физико-химический (профильные предметы: физика, химия, математика) – 11-й класс.
Цель опорной школы – реализация концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования. Опорная школа реализует глобальные задачи: проектирование и отработку нового содержания образования, разработку и использование различных форм обучения, включая информационные технологии; создание условий для непрерывного повышения профессионального мастерства педагогов района; участие в обобщении, анализе и распространении опыта работы по организации профильного обучения.
Директор Сетовской школы Валентина Макаренко учитывает тот фактор, что интересы девятиклассников расходятся. Вроде и ребят немного, но каждому хочется изучать что-то свое. Индивидуальные маршруты – вот единственный выход для всезнаек, по ним их здесь и ведут.
Базовые школы по профильному обучению в районе становятся ресурсными центрами и оказывают услуги по работе с одаренными детьми, профильному обучению, организации и проведении лабораторных и практических работ, освоению новых педагогических технологий, тьюторским семинарам.
Сетовская школа тоже провела семинар «Профильное обучение. Сетевое взаимодействие», в ходе которого на примере открытых уроков показала педагогам района свои наработки. Руководители образовательных учреждений стали активными участниками методического урока, проведенного завучем школы Натальей Сидоровой на тему «Урок в профильном классе», где она обыграла фрагменты, демонстрирующие различные технологии, формы и методы, такие виды деятельности, как проектная технология, проблемное обучение, исследовательская технология.
Сетовская школа одной из первых получила муниципальный заказ по дополнительному образованию детей. Он позволил обновить содержание, увеличить охват ребят, привлечь в кружки и секции детей из группы риска. Популярными оказались художественно-эстетическое, научно-познавательное, краеведческое направления. Конечно же, спорт. И… огородничество.
Заводилой этого увлечения можно считать учителя химии Татьяну Тимофееву. Это она приобщила ребят к любви к их зеленому классу. А получилась красота! Грядочки капусты, морковки, свеклы, кабачков, тыкв – столовую обеспечивают сами, на целый год запасов из собранного урожая хватает. Небольшой участок удается использовать по максимуму, сказывается следование великому учению американского агронома Митлайдера, не позволяющему простаивать зря ни пяди земли. Тут примостилось картофельное поле, а в этом уголке живописно разросся папоротник. Елочная аллея, цветники, и обязательно дарвиновская площадка для наблюдений за свойствами растений. Малину специально не сажали, сама выросла крупная, сладкая. А вот смородину требуется пересадить, что-то заартачилась, не желает делиться кисловатыми своими ягодами на этом месте, может, в другом ареале пришкольного участка ей будет сподручнее расти, цвести и угощать заботливых своих садовников. За созданное собственными руками природное великолепие школьников отметили первым местом в области.
Так отшлифовывается личность ребенка в Сетово, чтобы заискрилась она своими гранями, чтобы поразила глубиной и прочностью устоев. Здесь наблюдают за каждым, выявляя его склонности и потенциал, изучая психологические особенности речи, памяти, логического мышления. Ведь открыть одаренность воспитанника – самая сладкая мечта воспитателя, что уж говорить о школе, гордящейся своими новаторскими деяниями.
Комментарии