search
main
0

Гранит – кумир Ромки

«В музей наш, вот сюда» – восьмилетний Рома Кондрашов с удовольствием исполняет роль гида. Всеобщий любимец вездесущ. Только что его озорная мордашка появлялась на сцене. (Там взрослые ребята готовились показать гостям небольшое представление). Ромка помогал устанавливать на сцене нехитрые декорации. Хотя и помощи от него, честно говоря, было маловато, но к его усердию взрослые ребята относились понимающе. Роман Кондрашов, самый юный воспитанник детского дома, вовсю пользуется привилегиями младшего в семье. Вот он со всех ног устремляется к ладному, подтянутому военному с привычной фразой про музей. Ромка знает, что главное событие сегодня – это открытие музея боевой славы. Потому и так многолюдно в этот вечер в его родном доме. Хотя гости здесь – явление привычное.

С детским домом №57 нашу редакцию связывает давняя дружба. Два года назад мы решили взять шефство над учреждением-новичком. Собрали денег, закупили подарков и оказались на окраине столицы в Выхине… О первых шагах детского дома, воспитанниках и взрослых «УГ» рассказывала неоднократно (см. №№1, 3, 21, 46 за 2003 год и 23, 30 за 2004-й).

С директором Людмилой Федоровной Солдаткиной мы перезваниваемся чуть ли не каждую неделю. Как много своих задумок она сумела воплотить в жизнь! Создать семью из таких разных, исковерканных жизнью мальчишек и девчонок – задача не каждому руководителю под силу. А Солдаткина не перестает удивлять меня. И я уже верю, что скоро к ней на работу можно будет устроиться только по конкурсу. Такие здесь удивительные люди собираются. Кандидат психологических наук Людмила Анатольевна Запорожец нашла здесь себе верных единомышленников. Вместе разрабатывают модель необычного детского учреждения, чьи воспитанники должны войти в жизнь успешными, социально защищенными людьми. Но это уже другой разговор. Хотя все, что происходит сегодня, тоже трудно назвать обычным канцелярским словом «мероприятие».

Казалось бы, все как везде. Представители районного совета ветеранов – самые почетные гости. Один из них перерезает красную ленточку у входа в музей, произносятся обычные для такого случая слова. Гости входят в зал, вернее, маленькую комнату, где собраны атрибуты военных лет. Откуда они в детском доме? «Помогли наши многочисленные друзья, – словно услышав мой немой вопрос рассказывает Елена Николаевна Клещевникова, заместитель директора детского дома. – Но самые важные экспонаты у нас на этой стене».

Стенд рассказывает о добровольце, ушедшем на фронт.

– Андрей Васильевич Шпак – дед нашего воспитанника Романа, – с гордостью говорит экскурсовод. – Обратите еще внимание на эту газетную статью о воздушном разведчике Солдаткине. В одном из боев он упал без парашюта с высоты 5 тысяч метров и остался жив. Ценные реликвии семьи Солдаткиных передала в музей директор детского дома. Есть здесь материал и об отце нашего гида Николае Клещевникове. Что и говорить, в большой дружной семье принято чтить свои корни, хранить память об ушедших.

– Я ребят из этого детского дома приметил давно, – рассказывает профессор военного университета, доктор исторических наук, полковник Гранит Артемьевич Малахов. – Проводил я в Вешняках несколько викторин среди старшеклассников. И всегда среди победителей – эти ребятки. В викторине «Победные дни России» их ответы оказались самыми полными. Захотелось мне побывать здесь, поближе познакомиться. Вот и случай представился. Скажу честно, я поражен всем увиденным.

Но впереди Гранита Артемьевича ждало еще одно потрясение. Впрочем, не только его. Когда в актовом зале девушки в белых носочках, блузках и юбках, словно сошедшие с картин военных лет, стали исполнять знакомые песни, у взрослых в зале на глазах появились слезы.

– Они плачут, – услышала я за сценой девичий голос. – Ой, мамочки! – Взволнованный голос девчушки с роскошной косой был явно слышен в первых рядах. Как же она была трогательно мила с этой несовременной прической – длинной до пояса косой. (Ту косу, это я уже узнала потом, принесла из дома библиотекарь Ольга Ивановна Туманова. Лежала у нее с девичества много лет. А тут пригодилась).

После концерта ответное слово взял Гранит Артемьевич. Он не волновался, для преподавателя дело привычное – выступать перед аудиторией.

– Я вас, ребята, понимаю. Сам я с семи лет воспитывался в Куйбышевском суворовском училище. Жил в коллективе таких же мальчишек. Отец у меня погиб в бою 17 августа 1941 года. Недавно в архивах я нашел материалы о нашем училище. Читал их не отрываясь и нашел документ, в котором начальник училища обращается письменно к офицеру, как тому следует вести беседу с воспитанником, которому пришло известие о гибели отца. Фамилия того воспитанника…

Полковник Малахов кашлянул, сжал кулаки, отвернулся от зала.

– Этим воспитанником был… Нет, простите, не могу…

Несколько минут в зале стояла тишина. Воспитательница Ирина Евгеньевна Ананских наклонилась ко мне: «Дорогого стоят такие «минуты», – почти беззвучно прошептала она. Я вспомнила, как буквально за полчаса до этого она взволнованным голосом читала мне свои новые стихи: «Я очень боюсь за мальчишек России, впитавших в себя превосходство насилия. Пытаются все доказать кулаками, а лидеры делают их дураками, вбивают в их головы чуждые мысли, их головы, словно компьютер, зависли».

…Потом было традиционное чаепитие. Ромка ни на шаг не отходил от своего кумира.

– Имя-то какое необычное – Гранит, подходит ему, – шепнула мне директор Солдаткина, улыбнулась: – Нашим детям да побольше бы таких Гранитов.

– И Солдаткиных, – добавила я ей в тон.

Акция «УГ»

В советское время музеи или комнаты боевой и трудовой славы были в каждой школе. Фотографии, письма, документы, биографии маршалов, генералов, рядовых, личные вещи участников сражений – эти и другие экспонаты не только рассказывали о войне, но и помогали оценить, понять подвиг народа. Музеи вели большую поисковую и архивную работу, переписывались с ветеранами, устраивали встречи. Пионерские дружины боролись за право называться именами героев Великой Отечественной войны.

…Все это осталось в прошлом, за прошедшее десятилетие были пересмотрены многие ценности. Большинство школьных музеев свернули свою работу.

По данным Федерального центра детско-юношеского туризма и краеведения, в 1985 году в России насчитывалось 5237 школьных музеев, в 1997 году их было уже 4780.

С 2002 года начался процесс возрождения музейной работы в учреждениях образования. В этот год открылись 622 новых музея, а в прошлом году в школах их число увеличилось еще на 670.

Ныне в России насчитывается около пяти тысяч школьных музеев, из них 1390 военно-исторической направленности.

Ведь только благодаря энтузиастам проводится экскурсоводческая, оформительская, поисковая работа в городских и сельских учреждениях образования. Спасибо этим подвижникам.

Впереди у нас большая дата – 60-летие Победы в Великой Отечественной войне. «Учительская газета» объявляет перекличку школьных музеев боевой славы. Присылайте материалы, рассказывающие о вашем музее, его экспонатах. Нас интересуют все мероприятия, которые будут проводиться в школе: экскурсии, поездки, походы по местам боевой славы, встречи с ветеранами. Расскажите об экспонатах вашего музея – подлинных письмах с фронта, интересных материалах, отражающих историю войны. Укажите, сколько лет ведется музейная работа в школе, какие экскурсии проводятся в музее.

Итоги смотра-конкурса школьных музеев мы подведем в конце апреля и обязательно отметим призами три лучших школьных музея.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте