Цели: Познакомить учащихся с понятием “частная жизнь”. Учить детей определять границы частной жизни, отличать “частную жизнь” от “личного предпочтения”. Показать возможность и желательность нахождения компромиссов в конфликтной ситуации.
Оборудование. Карточки с описанием ситуаций; Конституция РФ; тетради учащихся.
Основные понятия: частная жизнь, личное предпочтение, конституционные гарантии.
План урока
Организационный момент.
Актуализация знаний учащихся.
Объяснение нового материала.
Ролевая игра.
Деление на группы.
Объяснение хода игры.
Работа в группах.
Просмотр инсценировок.
Анализ.
Итог урока. Оценка деятельности работы учащихся на уроке.
Домашнее задание.
Ход урока
Работа над эпиграфом урока. В.Швебель: “Государство не должно знать о своих гражданах больше, чем это требуется для того, чтобы обеспечить им высшую степень свободы”.
Согласны ли вы с этим высказыванием?
Что, на ваш взгляд, должно знать государство о своих гражданах?
А что может остаться вне его ведения?
Тема нашего урока: “Право на частную жизнь”.
Итак, исходя из темы урока и эпиграфа, попробуйте сформулировать цель нашего урока.
(Возможные ответы детей: Определить границы частной жизни; определить конституционные гарантии; обязанности граждан).
На уроке мы работаем по плану (записан на доске):
Работа над эпиграфом урока.
Определение границ частной жизни.
Работа с нормативными документами.
Ролевая игра.
Итог урока.
Запишите в тетрадях число и тему урока.
Итак, давайте попробуем сформулировать, что же такое частная жизнь, где границы частной жизни?
(Ответы детей: Частная жизнь – это моя личная жизнь, моя семья, мир моих увлечений, круг моих друзей, мое общение с людьми, мои письма, телефонные переговоры, мой дом и т.д.).
Изобразите в тетрадях схематично человека и его частную жизнь (работа на доске и в тетрадях).
Укажите границу частной жизни.
Как вы думаете, а может ли кто-то нарушать эту границу? Почему и в каких случаях?
Давайте теперь все сказанное вами обобщим, а вывод запишем в тетрадях:
Частная жизнь – это сфера семейных, деловых, дружеских отношений людей. В частной жизни люди добиваются удовлетворения своих личных интересов.
Никто не может нарушать границы частной жизни, по вашему мнению, если нет на это специального разрешения. Это можно сказать другими словами, т.е. существуют определенные конституционные гарантии неприкосновенности частной жизни.
Класс делится на три группы. Каждой определяется задание. Посмотрите внимательно главу 2 Конституции РФ и назовите те статьи, которые гарантируют неприкосновенность частной жизни. Прокомментируйте их.
1-я группа.
Согласно статье 23 Конституции РФ, должна соблюдаться тайна переписки, сообщений, телефонных и иных переговоров. Ни один посторонний человек не может читать чужие письма и подслушивать чужие телефонные переговоры. И учитель, перехвативший на уроке записку ученика, не имеет права ее читать. Только правоохранительным органам государства разрешаются вскрытие (перлюстрация) корреспонденции граждан и прослушивание их телефонных переговоров, но лишь по основаниям, указанным в законе, и по судебному решению, вынесенному на этих основаниях.
2-я группа.
Согласно статье 24 Конституции РФ, запрещаются сбор, хранение и распространение информации о том или ином лице без его согласия. Исключения из этого запрета установлены законом. Каждый имеет право на защиту своей чести и достоинства. И если в газете опубликованы сведения, порочащие человека, он имеет право их опровергать в той же газете.
3-я группа.
Согласно статье 25 Конституции РФ, гарантируется неприкосновенность жилища. Никто не имеет права входить в жилище против воли проживающих в нем лиц. В Англии, где впервые возникло это правило, есть поговорка: “Мой дом – моя крепость”. Наиболее надежная охрана этой крепости – закон. Поэтому законом установлены очень строгие правила проникновения в жилище без согласия хозяев.
Какие же обязанности лежат на каждом из нас по отношению к праву на частную жизнь? (Не нарушать прав других людей).
Чтобы вам было более понятно, давайте проведем ролевую игру. Каждая группа получает карточку с описанием ситуации. В ней три сюжета. Выберите тот, который наиболее ярко, на ваш взгляд, иллюстрирует различие между частной жизнью и личным предпочтением. Постарайтесь ее обыграть так, чтобы передать чувства каждого героя. Составить выход из ситуации.
I. Группа “Семья”.
Варианты ситуаций:
1. Сын (дочь) приходит к отцу и говорит: “Папа, мне нужно, чтобы в квартире сегодня никого не было. Я купил вам с мамой билеты в кино, очень хороший фильм, две серии…”
2. Отец и мать беспокоятся о сыне: в последнее время он поздно возвращается, часто просит деньги, иногда создается впечатление, что он плохо себя чувствует (плохо спит, у него отсутствующий взгляд). Отец обыскивает его карманы и находит в куртке “травку”. За этим занятием его застает сын.
3. Мать узнает о том, что ее дочь встречается с молодым человеком, о котором ходят очень нехорошие слухи (то ли был судим за что-то, то ли связан с мафией). Она всячески пытается оградить дочь от контактов с ним: встречает из школы, не пускает вечером гулять, не позволяет отвечать на его телефонные звонки.
Примечание. Особый интерес представляет второй вариант. На этом примере хорошо проследить различие между частной жизнью и личным предпочтением. Хранение наркотиков – это преступление против государства, и заявления типа “хочу – колюсь, хочу – нет” здесь неуместны.
II. Группа “Круг друзей”.
Варианты ситуаций:
1. Оксана К. сидит вместе с самой толстой в классе (а может быть, и во всей школе) девочкой Светой Б. Однажды Оксана К. случайно обнаружила на парте забытый дневник Светы. Любопытная Оксана прочитала несколько страниц. Оказалось, что Света давно влюблена в самого красивого мальчика в классе Диму К. Вот смеху-то! Оксана разбалтывает об этом всем, в том числе Диме.
2. Коля Н. рассказывает своему другу Антону Л. о том, что его брат крупно “влип”: по пьянке избил с друзьями милиционера и теперь ему грозит суд. Антон Л. рассказывает об этом подруге Коли Ане. Она заявляет, что не желает встречаться с братом “уголовника”, и рвет с Колей отношения.
3. У Насти ужасные отношения с мамой, она решается на крайний шаг – покончить с собой. Она просит свою подругу, которая ничего не знает, передать завтра записку маме. Подруга, не удержавшись, разворачивает записку и узнает о намерениях Насти.
III. Группа “Большой театр”.
Варианты ситуаций:
1. Семен Р. и новенький Саша решают выяснить, кто из них главный в классе, “как мужчины” – после уроков во дворе. Проходящий мимо учитель Вячеслав Николаевич пытается их остановить.
2. Во время урока по классу идет записка. Учительница перехватывает ее и…
3. Женя С. утверждает, что его сосед по парте Слава М. украл у него калькулятор (они давно недолюбливают друг друга). Славу с вещами вызывают к директору. Он заставляет мальчика вывернуть карманы, показать содержимое сумки, а Слава…
Примечание. Ситуации с Колей, Семеном и Сашей необходимо обсудить, так как здесь тоже затрагиваются различия между личным предпочтением и частной жизнью. Общество не может допустить того, чтобы жизнь и здоровье человека были делом исключительно индивидуального выбора, иначе оно не будет выполнять одну из своих основных функций – сохранять и продолжать человеческий род.
Группа показывает свою инсценировку. Остальные группы выступают в роли художественного совета. После спектакля выслушиваем мнение группы: что вы хотели показать; что чувствовали актеры; что могли чувствовать их персонажи,
зрителей: удалось ли актерам выразить то, что они хотели; согласны ли вы с таким разрешением ситуации?
Итог урока.
Итак, что входит в понятие “частная жизнь”?
Когда фраза “Это его личное дело” – не лучший выход?
Что входит в понятие “неприкосновенности частной жизни”?
(Оценка деятельности учащихся на уроке).
Домашнее задание. Работа с Конституцией РФ: составить схемку “Неприкосновенность частной жизни” – статьи 23-25. Сделать рисунок, иллюстрирующий право на частную жизнь.
Наталья ГУДОШНИКОВА,
учитель граждановедения
Саранск
Комментарии