Цель: показать необходимость общих требований и норм. Основные понятия: требования, норма, дисциплина.
Приличие – это наименьший из всех законов, но наиболее строго соблюдаемый.Фр. Ларошфуко, французский философ
Ход урока
Оргмомент. Тема. Эпиграф.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ
Этюд 1. «Нельзя»
За 5 минут вспомните и запишите основные запреты, о которых вы слышали и которые вы знаете.
Итак, основные запреты, на ваш взгляд, – правила «Нельзя».
Слово «нельзя» – одно из самых первых слов, с которых мы начинаем общение с малышом или взрослые начинали общение с нами.
«Нельзя», – говорит мама и отводит вашу руку от горячего утюга; «нельзя», – говорит папа, забирая у вас острый нож или ножницы; «нельзя», – говорит бабушка, заставляя выплюнуть изо рта крючки и пуговицы; «нельзя», – говорит старшая сестра или брат, перехватывая руку у розетки. Все эти «нельзя» вызваны одним – заботой о сохранении здоровья и жизни ребенка: чтобы не обжегся, не отравился, не подавился, не порезался.
По мере социализации ребенка запреты становятся более социальными, т.е. исходящими из общества: нельзя бить, нельзя оскорблять, нельзя… (посмотреть список, составленный учащимися).
Что представляют собой эти запреты? – Формализованную защиту личности человека от разрушений: физического («не бей») и психического («не унижай достоинства»).
Разве кто-то из нас хочет, чтобы его били, унижали, оскорбляли? – Нет. – «Не делай другому то, что не хочешь, чтобы делали тебе».
Дальше – больше. В государстве выработан свод законов, в основе которых и лежат как раз запреты «нельзя», а за их нарушение следует наказание. Так что «нельзя» в детстве – это предотвращение нарушения законов взрослых.
Эпиграф к этому занятию: «Приличие – это наименьший из всех законов, но наиболее строго соблюдаемый». «Это неприлично!» – звучит как «нельзя», и воспитанному человеку этого бывает достаточно, чтобы понять, что он может нарушить границы дозволенного.
Но ведь у каждого человека, если принять во внимание семейное воспитание, границы дозволенного свои. У кого-то принято ругаться матом, у кого-то – выяснять отношения дракой, а у кого-то не принято заходить в детскую комнату без стука.
Где границы дозволенного? – Там, где другому неприятно, плохо, дискомфортно.
По большому счету это – выбор: свобода или своеволие. Свобода – это не своеволие. Свобода без разума – беда. Свобода без самоограничения – беда. Представим себе, что каждый делает все что хочет. Что тогда будет? Понравится ли вам такая свобода? Представьте себе город, армию, железную дорогу, где все недисциплинированны. Поезда, автобусы, трамвай движутся туда, куда хочет водитель, и тогда, когда хочет…
Нужна ли дисциплина?
А что такое дисциплина? – Своевременное выполнение правил. Знание правил и норм, уважение дисциплины помогают справиться со своими чувствами, установить контроль над своим поведением. И тогда не будет своеволия, а будет свобода действий, вами же выбранных, одобренных, выполняемых.
Этюд 2. «Диспетчерская программа»
Класс делится на две команды. Для каждой свое задание: на 5 хлопков выполнить поочередно определенные действия. Движения должны выполняться четко по хлопку, не раньше, не позже, одновременно обеими командами.
1-я команда
1 – встать со стула
2 – подойти к двери
3 – открыть дверь
4 – подойти к доске, написать сегодняшнее число
5 – сесть на место
2-я команда
2 – подойти к доске, стереть написанное
3 – подойти к двери
4 – закрыть дверь
Это упражнение помогает выработать внутреннюю программу действия – дисциплинирует, помогает научиться управлять собой.
Этюд 3. «Саймон сказал»
Мы будем выполнять различные действия. При этом необходимо соблюдать одно условие: выполнять только те действия, сообщение о которых предваряются словами «Саймон сказал». Например: «Саймон сказал: поднимите правую руку», вы делаете это. Если же просто: «Поднимите правую руку» или «Я прошу вас поднять руку», это действие совершать не надо.
Характер действий, предлагаемых преподавателем, может быть различным: ходьба, повороты, поднимание рук, прыжки и т.д. При этом преподаватель может провоцировать группу: например, он говорит: «Давайте встанем» – и встает сам или: «Поднимите правую руку» и сам поднимает и т.д. Упражнение надо выполнять в быстром темпе.
Этюд 4. «Объясните запрет»
Вернемся к составленному учениками списку запретов. Раздать каждому ученику по «запрету». Задание: объяснить младшему брату или сестре, почему это требование нужно считать запретным. Можно провести в форме диалога, в котором роль несговорчивого младшего брата или сестры играет сам учитель.
Примеры запретов:
нельзя рисовать на обоях;
нельзя бросать тарелки на пол;
нельзя лгать;
нельзя гулять позже 21 часа;
нельзя прогуливать уроки;
нельзя грубить и т.д.
Обсуждение. Легко ли объяснить ставший нормой запрет?
Этюд 5. «Печатная машинка»
По кругу рассчитаться по буквам алфавита и знакам препинания. Выбрать какой-либо стих и «отпечатать» его на машинке по всем правилам (буква – хлопок, «пробел» говорят и хлопают все вместе).
Печатание текста – это процесс с очень четкими предписаниями, ограничениями, правилами, т.е. очень дисциплинирующий процесс.
Наши игры были направлены на внешнее соблюдение дисциплины. Но гораздо важнее, чтобы дисциплинарные правила стали вашим внутренним законом. Тогда вы не причините другому ни физической, ни психической боли – не потому, что за это накажут, а потому, что это просто недопустимо. Причинить другому боль, обозвать, унизить – это должно быть за границей вашего нравственного внутреннего закона.
ВЫВОД:
Дисциплина – это разумная свобода.
Лидия ФЕДОРЕНКО
Комментарии