Ориентация школы на демократические идеалы образования требует значительной психологической перестройки учителей. Они должны освободиться от многих стереотипов, сложившихся под воздействием авторитарных традиций, и научиться выстраивать новые отношения с учениками, быть готовыми к диалогу и сотрудничеству с ними.
К сожалению, в педагогической практике достаточно распространенными являются случаи, когда учителя оказываются не подготовленными психологически к реализации демократических принципов школьной жизни.
Общий пафос предлагаемого курса может быть выражен девизом “Демократии нельзя обучать недемократично!”. Это означает, что психологическая подготовленность учителя прежде всего определяется его мировоззрением и стилем поведения. Ключевая идея курса определила его содержание и формы проведения занятий.
Структурно курс состоит из пяти тем, которые в совокупности ориентированы на подготовку учителей по трем направлениям: общепсихологическому, психолого-дидактическому и социально-личностному.
К общепсихологическому блоку относятся первые три темы. Их назначение – усилить компетентность учителя в области “контекста” и “подтекста” гражданского образования, научить преподавателя видеть и контролировать “скрытое” содержание школьного образования.
Задача при изучении методического блока – помочь педагогу в освоении новых технологий обучения. В школе, ориентированной на демократические идеалы, учитель не может занимать авторитарную позицию носителя безусловной истины в виде “суммы знаний, умений и навыков в последней инстанции”. Он скорее должен выступать в роли организатора образовательного процесса, стимулируя учащихся к самостоятельному поиску знаний, развивая у них творческое и критическое мышление. Занятия по темам общепсихологического и психолого-дидактического блоков лучше проводить в форме лекций-дискуссий.
Заключительный – социально-личностный – блок нацеливает учителя на личностную подготовку. Занятия проводятся в форме тренинга личностных умений, которые необходимы учителю, ориентированному на демократические идеалы образования.
Пройдя обучение, учителя должны быть готовы к тому, чтобы играть активную роль в своих учреждениях, развивая демократические процессы; управлять “скрытым” содержанием школьного образования; использовать методы активного (поискового) обучения; экспериментировать и разрабатывать свои собственные методы работы и материалы; уделять внимание развитию собственной личности. Общий объем курса – 18 часов.
Содержание программы
1. Современное детство как элемент контекста гражданского образования
Представления о детях и детстве. Проблема “отцов и детей”. Взросление ребенка. Роль семьи и школы в социализации ребенка. Ответственность и свобода. Границы свободы. Социальная ответственность. Типы современной молодежной субкультуры.
2. Институциональные характеристики школьной жизни и гражданское образование
Слагаемые образования: “текст”, “контекст” и “подтекст”. Скрытое содержание школьного образования. Организационное устройство школы. Школьная философия. Культура школы. Образовательное пространство. Школьная среда. Дисциплина. Школьное самоуправление. Психологические аспекты организации школьного самоуправления.
3. Роль и позиция учителя в гражданском образовании
Учитель как “основной носитель содержания образования”. (И.Фрумин). Гражданское самосознание учителя. Позиция и умения учителя в авторитарной и демократической школьной организации. Система учительских ожиданий. Отношение к ученику как к личности и субъекту образовательного процесса. Стиль обучения. Атмосфера доверия и поиска.
4. Учитель как организатор учебного процесса (методическая готовность к реализации гражданского образования)
Методология преподавания в гражданском образовании. Атмосфера доверия и поиска. Авторитарное (традиционное) и поисковое обучение. Инструментальный характер знаний. Направления поискового обучения: проектное обучение, обучение-игра, обучение-дискуссия, обучение как систематическое исследование. Развитие критического и творческого мышления – цель образования.
5. Личностная готовность педагога к реализации гражданского образования
Требования к личности педагога, ориентированного на демократические идеалы образования. Стиль поведения учителя: отношения власти-подчинения. Авторитет и авторитарность. Личностная зрелость. Способность к диалогу и безоценочному принятию. Умение передавать ответственность.
Словарь основных понятий
Институциональные характеристики школы – характеристики школы как социального института, обусловливающие косвенную социализацию учащихся.
Культура школы – совокупность ценностей, представлений и ожиданий, разделяемых всеми членами педагогического коллектива. Культура школы проявляется в условиях отсутствия нормативных предписаний, т.е. в действиях, требующих построения собственного отношения.
Культурный контекст – устойчивый набор ценностей, стереотипных представлений, правил поведения, разделяемых большинством членов данного социального окружения.
Личностная зрелость – способность к самоопределению среди других, умение делать выбор с принятием на себя полной ответственности.
Обучение – целенаправленное воздействие педагогов на учащихся с целью приобретения ими определенных знаний, умений и навыков.
Выделяют разные формы обучения:
Проектное – обучение, в котором целевой установкой являются способы деятельности, а не накопление фактических знаний.
Игровое – обучение на основе моделирования реальных ситуаций, позволяющих ученику приобретать собственный опыт, получать “прочувствованные знания”.
Поисковое – обучение, моделирующее процесс научного исследования (ученик изучает материал, действуя подобно ученому, а не усваивает сведения в готовом виде).
Дискуссионное – обучение на основе целенаправленного и упорядоченного обмена идеями, суждениями, мнениями в группе ради поиска истины.
Организационное устройство школы – способ разделения и кооперации труда педагогического персонала с целью достижения школой ее образовательной цели.
Организация учебных групп – ведущий компонент организационного устройства школы. Служит четким индикатором философии школы. Учебные группы могут быть “смешанными” (по уровню интеллектуальных способностей и возрасту учащихся) и четко дифференцированными; состав учебных групп может быть постоянным, а могут и происходить регулярные перегруппировки.
Ответственность – добровольно принятое личное обязательство выполнять какое-то дело и обеспечивать его удовлетворительное завершение. Ответственность необходимо отличать от добросовестности. Ответственность тесно связана со свободой принятия решений.
Скрытое содержание школьного образования – то, чему дети “научаются” в школе помимо официально заявленных программ и мероприятий. См.также – институциональные характеристики школы.
Социализация – усвоение правил и норм (традиций, обычаев и т.д.), принятых в социуме. Различают прямую социализацию, организуемую в виде специальных мероприятий, и косвенную, происходящую как стихийное усвоение социальных компонентов среды.
Стиль (обучения, взаимодействия) – обобщенный способ поведения учителя в отношениях с учащимися в процессе достижения поставленных целей.
Психологическая культура – совокупность зафиксированных в человеческом опыте способов индивидуального и общественного самопознания, а также оптимального взаимодействия людей.
Философия школы – ценностные основания организации образовательного процесса, связанные с ответом на экзистенциальные вопросы.
Содержание занятий
Тема 1. Современное детство как элемент контекста гражданского образования
За различными типами образования, за разными системами школьного управления лежат различные представления о детях и детстве. Эти представления заметно меняются в историческом плане, определяя собой отношение взрослых к детям и общий стиль педагогической деятельности. Неадекватность этих представлений порождает отчуждение детей и взрослых, распад детско-взрослой общины.
Представления о детях и детстве преломляются в практике семейного и школьного воспитания. Традиционная школа ориентирована на ребенка, вырастающего в традиционной (авторитарной) и многопоколенной семье. В такой семье ребенок рано вступает в реальные социальные отношения и внутри нее осуществляет социально-культурные возрастные ритуалы. Однако этот этап в истории детства прошел. Современная семья заметно утратила свой социализирующий потенциал, оставив за собой лишь функцию первичного социального контроля.
В современной ситуации исчезла согласованность внешкольных процессов взросления и школьного образования. Поэтому необходимо обозначить ступени взросления ребенка внутри образовательного пространства школы, вернуть учителю (педагогу) роль посредника, являющего ребенку формы его будущего и пути к этому будущему.
Статус ребенка в современном обществе – это статус зависимого объекта общественных и семейных забот. Такое детство становится “клеткой” и источником агрессии. Отсюда вытекают важные задачи современной семьи и школы – развитие личной и социальной ответственности ребенка. Ответственность является “обратной стороной медали” свободы: вне свободы нельзя воспитать ответственную личность. В этой связи следует более четко обозначать границы свободы ребенка на каждом возрастном этапе.
Примером недостаточно принимаемых во внимание возрастных границ свободы и характеристики современного детства является молодежная субкультура. Выделяют три типа молодежной субкультуры: субкультуру наслаждений и веселья, академическую субкультуру, деликвентную (асоциальную) субкультуру.
Вопросы для дискуссии
1. Как изменялась социальная ситуация взросления на протяжении двадцатого века? За последние десять лет?
2. Каковы механизмы возрастной стратификации и идентификации в “традиционном” детстве? Как явлено современному школьнику его взросление?
3. Какие механизмы и ритуалы способствовали бы становлению взрослой и ответственной позиции школьника?
4. На какое представление о ребенке должны опираться учителя младших, средних и старших классов в школе, ориентированной на гражданское образование?
Тема 2. Институциональные характеристики школьной жизни и гражданское образование
Взаимоотношения между участниками школьной жизни определяются не только личностными качествами людей, но и институциональными характеристиками. Доверительные, открытые, субъект-субъектные отношения с учениками не могут быть построены в жесткоиерархизированных организациях.
Исключительно важными для становления и развития демократичных отношений в школе и решения задач гражданского образования являются организационное устройство школы, ее философия и культура. Они поддерживают и определяют то, что называется “скрытым” содержанием школьного образования.
Определяющими характеристиками школы как организации, через которые реализуется ее философия, являются принцип организации учебных групп и система внутришкольной селекции (дифференциации).
Разделение школьников по группам является не столько производственным, сколько социальным действием. Нередко оно носит характер отбора, селекции в силу низкого статуса учеников, который часто приводит к внешним и внутренним конфликтам.
Селекция (внутришкольная, внутриклассная) часто определяет и характер школьной дисциплины, которая представляет собой не только ограничение на девиантное поведение. Организационные условия навязывают ученикам определенные роли, которые фактически продуцируют особые человеческие типы (“конформист”, “критик”, “ритуалист”, “инноватор” и т.п.).
За идеей школьной дисциплины как чего-то самоценного лежит принуждение, основанное на системе поощрений и наказаний, оценок и контроля. Существует неявное влияние системы контроля на самооценку школьников.
Другими важными составляющими скрытой реальности “школьной философии” являются принцип организации учебных курсов и язык.
Через организацию учебных курсов (их содержание, степень дифференциации предметов, тип учительской аргументации и т.п.) реализуются принципы власти и социального контроля и, таким образом, скрыто формируется сознание учащихся. Попытки построить “демократический дискурс” привели к идее построения школьного класса и школы как сообщества учения и размышления, в котором господствующей формой языковой коммуникации является диалог, совместный поиск истины.
Важным условием реализации гражданского образования является культура школы как совокупность совместно разделяемых ценностей.
Различают “сложившуюся” и “несложившуюся” культуры школы. В школе со сложившейся культурой между сотрудниками существует единство в понимании целей и задач школьного образования, а также сходство ценностных шкал. В такой школе будут поддерживаться и развиваться многочисленные традиции, оформляться внутренние (в том числе и “неписаные”) правила и законы школьной жизни. “Скрытое” содержание школьной жизни может быть достаточно четко определено.
В школе с несложившейся культурой наблюдается большое разнообразие касающихся школьной жизни индивидуальных установок педагогов. Каждый из них может быть профессионалом в своей области знаний и работать достаточно автономно. Обычно в такой школе отсутствуют общие традиции, в ней больше “внешних” правил, чем “внутренних”. В целом же “скрытое” содержание школьной жизни характеризуется разноплановостью и противоречивостью.
Таким образом, организационное устройство школы, ее философия и культура играют определяющую роль в создании и функционировании школьного соуправления.
Вопросы для дискуссии
1. Какая “школьная философия” стоит за идеей разделения учащихся на потоки (“продвинутый”, “смешанный”, “компенсирующего обучения (коррекционный)”)? Каковы скрытые реалии образования в “продвинутых классах” и классах коррекции?
2. Как связана идея равных образовательных возможностей для учащихся с селекцией? Как связана селекция с социальным расслоением общества?
3. Проанализируйте основные составляющие школьной дисциплинарной системы. Что важнее – поддерживать хорошее поведение или наказывать плохое? Каков скрытый образовательный эффект каждого из этих подходов?
4. Согласны ли вы с тем, что школьные отметки являются основой неравенства в школе? Каковы последствия отчуждения ученика от собственной оценки выполненной работы? Чем чреват отказ от отметок?
5. В чем необходимость вовлечения детей, подростков в различные общественные объединения? Как создать общественную организацию внутри школы?
Тема 3. Роль и позиция учителя в гражданском образовании
Важной составляющей образовательного пространства школы является учитель – его личность, позиция, умения. Без преувеличения можно сказать, что основное содержание образования отражено не в учебниках, а “сидит” на учителе (И.Д.Фрумин).
Восприятие учителя во многом определяет особенности самосознания учеников. Понимание учителя как специалиста, реализующего определенную производственную функцию (“рабочего культуры”), подчеркивает его исполнительскую, нетворческую роль. Иную реальность задает видение учителя как творца, активного участника социальных преобразований, самостоятельно определяющего свои задачи и выбирающего методы их решения. Еще один образовательный контекст раскрывается, когда учитель предстает перед школьниками как “поддерживатель”, “помощник”, помогающий им обрести (ОБРАЗОВАТЬ) свое лицо. Образовательный эффект личности учителя может быть прослежен с помощью специальной психодиагностической процедуры.
Наиболее адекватна для решения задач гражданского образования характеристика учителя как “творческого интеллектуала”, активного участника социальных преобразований и привлекающего к этому своих учеников. Дополнительным к этому является подход, в котором учитель рассматривается как “поддерживатель”, помогающий ученику найти себя.
Ключевым для гражданского образования является понятие стиля обучения. Авторитарный стиль – серьезная проблема в демократизации школы. Стиль обучения во многом связан с личностными особенностями педагогов.
В системе отношений “учитель – ученик” важное место занимают ожидания педагогов по отношению к ученикам. Они не персонифицированы, но растворены во всей организации жизни школы, в нормативном образе ученика. Причем такая норма чаще всего задается ориентацией на среднего ученика, точнее – на посредственного, невыдающегося ученика.
Близка этой реальности система отношений учеников к учителю. Она нередко проявляется в сопротивлении учеников обучению.
Взаимоотношения членов организации образуют социально-психологические феномены, которые не могут быть увидены ни в каких-либо мероприятиях, ни даже в выражениях эмоций. Они связаны с такими представлениями, как “настрой”, “стиль”, “тон” (А.Макаренко), “климат” коллектива. Все эти коллективные феномены не только задают условия деятельности, но и являются ее результатом, т.е. рассматриваются как самостоятельные образовательные ценности.
Комментарии