Практикум
1. Какими видят взрослых (учителей) ученики? Как это влияет на результат образования в целом и гражданского в частности?
2. Что нужно сделать учителю, чтобы из “рабочего культуры” превратиться в “творческого интеллектуала”?
3. Каковы организационные условия построения доверительных отношений в школе? Составьте возможный план действий по распространению демократического обучения в школе.
4. Предложите конкретные формы организации совместной деятельности школьников и учителей, в которых реализуется субъект-субъектное взаимодействие.
5. Проанализируйте ожидания конкретной группы учителей от учеников, их образ хорошего ученика. Как они связаны с задачами гражданского образования?
6. Приведите и проанализируйте конкретные примеры сопротивления учеников школе.
Тема 4. Учитель как организатор учебного процесса
Методология преподавания в гражданском образовании имеет свою специфику. Учитель здесь выступает не как носитель истины в виде “суммы знаний, умений и навыков”, а является организатором самостоятельного поиска истины учащимися. С этих позиций задача образования видится не в усвоении знаний, а в превращении знаний в инструмент творческого освоения мира. На практике это означает, что учитель должен создавать такие ситуации в обучении, которые не облегчали бы, а затрудняли учебное познание, требовали переосмысления полученных ранее знаний. Только из ощущения ограниченности старых знаний рождается стремление к поиску новых!
В идеале поисковое обучение должно моделировать процесс научного исследования, поиска новых знаний. Сравнительные характеристики традиционного и поискового обучения приведены в таблице.
В настоящее время выделяются четыре основных направления в поисковой ориентации обучения: проектное обучение, игровое обучение, обучение как дискуссия, обучение как систематическое исследование. (По выбору слушателей одно из направлений рассматривается подробно).
Исследовательское обучение направлено на развитие критического и творческого мышления. В современной культуре творческое и критическое мышление рассматривается как общепризнанные ценности. Широкой известностью пользуются “Модель индуктивного мышления” Х.Табы и “Модель обучения исследованию” Дж.Зухмана, методологические инновации в гражданском образовании – “Преподавание без учебников” и “Другой как точка отсчета”.
Тема 5. Личностная готовность к реализации гражданского образования
Тренинг передачи ответственности
Цель тренинга: освоение педагогами умений развития у ребенка ответственного поведения на основе подлинного и глубокого уважения его личности.
Исходные теоретические установки. Самостоятельность и ответственность не приходят к человеку лишь потому, что он становится старше. Многие взрослые люди так и не научились брать на себя ответственность. Для развития ответственности не подходит “словесная педагогика”. Ответственному поведению ребенок “научается” на собственном опыте, если взрослые помогают ему в этом. В основе отношения взрослого должно лежать подлинное уважение к личности ребенка.
Передача ответственности учащимся – основа взаимодействия взрослых и детей в школе, ориентированной на демократические принципы образования.
Тренинг состоит из шести этапов.
1. Дискуссия. Групповое обсуждение вопросов:
Что такое самостоятельность и ответственность? Какие ситуации мы характеризуем как ответственное поведение, а какие – как безответственное поведение?
Что означают слова “уважение личности ученика”?
Какие трудности возникают у взрослых при проявлении детьми самостоятельности? Что делать, если ребенок принял решение, расходящееся с общепринятыми нормами?
2. Самодиагностика ответственности.
3. Работа в парах. Анализ ситуаций с целью вычленения их образовательного эффекта. Оценка позиции взрослого и ребенка с точки зрения стимулирования ответственности у ребенка.
4. Работа в парах. Выполнение упражнений на “уклонение” от ответственности, навязываемой ребенку. Отработка речевых конструкций.
5. Работа в группах. Установление границ в поведении учащихся. Ответственность и свобода. Анализ конкретных ситуаций.
6. Рефлексия тренинга.
Татьяна ВОЙТЕНКО,
кандидат психологических наук
Калуга
Комментарии