search
main
0

Грани вымысла и действительности в русской литературе ХХ века Технология и программа литературного образования в 11-м классе (для школ, гимназий, лицеев)

Продолжение. Начало в N 6, 7

Программа2: Введение в русскую литературу ХХ века. Литературный герой и его время

Часть I. Новое состояние мира и “реальность слова” в литературе начала ХХ века
1. Печальные и просветленные герои малого эпоса
Художественная природа “малого зпоса” начала века. Распространенность жанров новеллы и рассказа, сравнение с эпикой XIX века. Отчужденный человек на границах между жизнью и смертью. Тип авторскай позиции (“кризис авторства” (М.М.Бахтин) и индивидуальные стили. Сюжетные события и события самого рассказывания. Основные ценностные оппозиции. Ненормальность мира и художественная (реалистическая и модернистская) “норма” его изображения. Человек как литературный тип, характер, роль , знак.
Рассказ И. Бунина “Сны Чанга”. Целостный анализ и интерпретация. Человек и мир, увиденный “нечеловеческими” глазами. “Взор памяти”: аспекты прозрения. Композиция рассказа. Стиль реалистической литературы.
Слово, рождающее реальность. Анализ и интерпретация авторской позиции в новелле И. Бунина “Легкое дыхание”. Мгновенность (импрессионистичность) восприятия мира. Взаимосвязь жизни человека и явлений предметного мира. Книжное слово и реальность. “Возрастающая пространственность” (Д. Фрэнк) литературы ХХ века. Сознание человека сквозь призму других сознаний.
Экспрессия одиночества в рассказе Л. Андреева “Город”. Художественное выражение страха, ужаса, затерянности и обреченности в прозе Л. Андреева и литературе ХХ века. Герой-знак и позиция автора.
Грани сна и действительности в творчестве А. Ремизова. Анализ рассказов А. Ремизова “Верейский тигр”, “Иван Грозный” из цикла “Бедовая доля” и сказа “Бабушка”. “Оттенки устного сказа в письменной речи” (Б. Эйхенбаум). Поэтика “виртуальной реальности” сна. Сон как форма повествования и сон как способ мифологизации действительности. “Исторические сны”. Сравнение с формами сна в прозе И. Бунина.
Человек и его память в рассказе М. Горького “Старуха Изергиль”. Композиция рассказа и формы повествования. Система персонажей. Соотнесенность человеческой биографии и коллективной памяти. Комплекс архаических образов, их связь с мотивами: миф / реальность, судьба; природа / цивилизация; смирение / гордыня; культурная память / беспамятство (амнезия); милосердие / бессердечность; старость/ молодость; зрячесть / слепота; герой / толпа и т.п. Элементы поэтики неоромантизма и натурализма. Первообразы соцреалистической поэтики.
2. Маргинальные герои русской драмы
Маргинальные герои драмы М. Горького “На дне”. Система персонажей. Конфликт и сюжет драмы: адюльтерный и мировоззренческие планы развития действия. Пространственно-временной и речевой образ “дна”. Тема маргинального человека (комплекс основных мотивов; разъединения, беспамятства, номинации, ущербности и гибели человеческой речи и т.п.). Ценностная стратегия монологов и диалогов действующих лиц. Композиция драмы. Соотнесенность первого и четвертого действий. Реалистическое и символистское прочтение драмы.
3. Поэтические миры “серебряного века”
Рубеж веков как эпоха декаданса. Ее отражения и выраженность в поэзии. Одиночество лирического героя в мире социального и духовного “упадка”. Коллективный и самостоятельный анализ стихотворений Саши Черного “Обстановочка” и З. Гиппиус “Все кругом”. “Проза жизни” эпохи декаданса и “поэзия страданий” одинокого человека. Гротескная картина несуразного быта, саркастическая объективация мира и позиция лирического героя. Природа поэтической иронии и сарказма. Поэтика пространства и времени. Смеховые, обличительные и рефлективные мотивы русской классической поэзии и прозы в лирике Саши Черного.
Сравнительный анализ стихотворений Вл. Соловьева “Милый друг, иль ты не видишь…”, О. Мандельштама “Медлительнее, снежный улей…” и В. Маяковского “А вы могли бы?”. Выход за пределы реальности, проникновение в реальность, преобразование реальности – основные жизнетворческие стратегии лирического героя поэзии серебряного века.
Сравнительный анализ стихотворений К. Бальмонта “Я мечтою ловил…”, Н. Гумилева “У камина”, В. Хлебникова “Вы помните?..” (“Война в мышеловке”) (или “Свобода приходит нагая…”). Художественная стратегия мотива путешествия. Поэтика сюжета и позиция лирического героя. Особенности пространственно-временной организации стихотворений.
Декаданс и серебряный век как культурологические категории. Основные литературные течения серебряного века. Новый уровень постижения духовного мира человека. Расцвет лирики. Творческое мышление и поведение поэтической индивидуальности. Понятие жизнетворчества и жизнестроения. Позиции лирического героя символизма, акмеизма и футуризма.
“Выражение невыразимого” (Вяч. Иванов) в поэзии символизма – ведущего течения в русской литературе начала ХХ века. Мистическое содержание, суггестия образов. Поэтическая система. Двоемирие символистов. Мифопоэтическое начало. Поэт – теург, жрец. Язык символистов. Понятие образа-символа. Типология поэтических символов. Многозначность и многоуровневость лирического стихотворения.
Тайны поэтического мира А. Блока. Коллективный сравнительный анализ стихотворений А. Блока “Вхожу я в темные храмы…”, “Незнакомка”, “О доблестях, о подвигах, о славе…”. Соединение “личного и мирового” в стихотворениях, составляющих “Роман в стихах”: *”Предчувствую Тебя. Года проходят…”, *”Ночь, улица, фонарь, аптека…”, *”Фабрика”, *”Девушка пела в церковном хоре…”, *”Город в красные пределы…”, *”Смятение”, *”О, весна без конца и без краю…”, *”Когда вы стоите на моем пути…” (или “Она пришла с мороза…”), *”Пляски смерти”, *”Рожденные в года глухие…”.
Основные вехи творческого пути Блока. Блок как “человек эпохи” (А. Ахматова). Мотивы претворения Хаоса реальности в Космос духа. Образ Прекрасной Думы как высокий идеал поэта и реальность человеческого чувства.
Поэтический мир Н. Гумилева. Коллективный анализ стихотворений Н. Гумилева “Я конквистадор в панцире железном…”, “Капитаны”, “Лес”, “Заблудившийся трамвай”, “Мои читатели”. Самостоятельный анализ стихотворений *”Выбор”, *”Прапамять”, *”Она”, *”Сон”, *”Слово”, *”Шестое чувство”, *”Творчество”, *”Я верил, я думал…”, *”Я и вы”.
Поэтический мир А. Ахматовой. Анализ стихотворений А. Ахматовой “Сжала руки под темной вуалью…”, “Смятение”, “Голос памяти”, “Я научилась просто, мудро жить”, *”Памяти 19 июля 1914″, *”Отрывок”, *”Слаб голос мой…”, *”Из памяти твоей я выну этот день”.
Поэтический мир О. Мандельштама. Анализ стихотворений О. Мандельштама “Нет, не луна, а светлый циферблат”, “Когда удар с ударами встречается…”, “Бессонница. Гомер. Тугие паруса…”, *”Я не читал рассказов Оссиана…”.
Футуристическая “пощечина общественному вкусу”. Поэт как сверхчеловек, вождь. Поэтика футуризма, экспериментаторство (“заумный язык”). Мотивы нонконформизма и богоборчества. Пафос нигилизма и преодоления культурного наследия прошлого. Преобразование эмпирически данной действительности. Анализ стихотворений В. Хлебникова “Пен Пан”, “Заклятие смехом”, “Бобэоби пелись губы…”.
Лирический герой В. Маяковского. Коллективный и самостоятельный анализ стихотворений “Ночь”, “Адище города”, “Послушайте!”, “Мама и убитый немцами вечер”, “Вам!”, “Скрипка и немножко нервно”, “Хорошее отношение к лошадям”, “Левый марш”.
Понятие эпатажа, художественного скандала. Лирический сюжет и природа конфликта между героем и миром. Поэтические провокации и лирическое откровение уединенного сознания.

Часть II. “Музыка” исторической катастрофы в литературе 20-30-х годов
1. Позиции автора, героя и читателя “революционного” эпоса
Поэтическая тайна поэмы А. Блока “Двенадцать”. Композиция и сюжет поэмы. Система персонажей. Цветовая и световая символика. Поэтический ритм. “Двенадцать” как интертекст: сравнительный анализ поэмы с балладой А.С.Пушкина “Бесы”. Тема святочного карнавала. Христианская символика. Художественная выраженность и авторская интерпретация революции. Смысловое поле истолкований загадки финала.
Героизация гражданской войны в литературе соцреализма. Анализ фрагментов романа А. Фадеева “Разгром”. Эпическая ситуация и конфликт. Сюжет романа. Система персонажей. Концептуализм позиции автора. Интертекстуальные связи романа с рассказом М. Горького “Старуха Изергиль” (сравнительный анализ двух фрагментов). “Общие места” соцреалистического изображения действительности: специфика сюжета, тип героя, позиции автора и читателя.
Образ “России, кровью умытой” в романе Артема Веселого. Целостный анализ вставного рассказа “Отваги зарево” из романа А. Веселого “Россия, кровью умытая”. Жанровое своеобразие романа-монтажа. Кинематографичность романа и вставного рассказа. Композиция рассказа. Система персонажей. Значение детали. Мотивы огня, крови, истязаемого тела и т.п. Стиль Артема Веселого и соцреалистическая поэтика: сходства и различия.
Художественная летопись гражданской войны в цикле рассказов И.Э. Бабеля “Конармия”. Целостный анализ рассказов “Переход через Збруч”, “Письмо” и “Мой первый гусь”*. Субъектно-речевая структура рассказов. Мозаика речи. Система персонажей. Редуцированный сюжет и изображение “больной речи” эпохи гражданской войны. Проблема выбора. Значение детали. Особенности стиля. Образ одинокого сознания и революционной массы. Ценностные оппозиции: героическое /трагическое; временное / вечное; земное / духовное; жизнь / смерть и т.п.
История “больного письма” в рассказе М.А. Булгакова “Красная корона”. “История болезни” как жанр. Исторический кризис, болезнь человеческого тела и сознания. Мотивы сумасшествия. Интертекстуальные связи (“Красный цветок” Гаршина, “Палата N 6” Чехова, “Преступление и наказание” Достоевского и т.п.). Позиция героя-рассказчика. Поэтика художественного пространства и времени. Сон и реальность. Цветовая символика. Позиция автора и читателя.
2. Судьба человека и время исторических перемен в русской драме
Сравнительный анализ **драм Вс. Лавренева “Сорок первый” и М.А.Булгакова “Бег”. Обсуждение киноверсии “Бега” (реж. А.А.Алов и В.Н.Наумов). Социальное и духовное в соцреалистической и реалистической драмах об исторической катастрофе. Тип конфликта. Композиция драм. Система действующих лиц. Проблема нравственного выбора. Позиция автора и читателя. Роль фантастического в драме Булгакова. Элементы “эпизации” драмы.
3. Образы революции и гражданской войны в лирике
Герой-сверхчеловек соцреалистической лирики. Сравнительный анализ стихотворений В. Маяковского “Последняя страничка гражданской войны”, М. Светлова “Перед боем”, Н. Тихонова “Над зеленой гимнастеркой…”, “Огонь, веревка, пуля и топор…”, Н.Асеева “О смерти”. Образы героя-сверхчеловека и человеческой массы. Героизация участников “правого дела”.
Поэтические образы исторической катастрофы в лирике М. Цветаевой и М. Волошина. Анализ стихотворений М. Цветаевой “Ох, грибок ты мой, грибочек, белый груздь!..” и М. Волошина “Трихины”, “Красногвардеец”, “Террор”, *”Красная Пасха”, *”Терминология”, *”Гражданская война”. История с точки зрения вечных ценностей. Христианская символика. Трагизм лирического героя. “Эпизация” лирики. Традиции классической русской литературы ХIХ века.

Часть III. “Почва” в литературе 20-30-х годов
1. Человек “почвы” в лирике
Герой “избяного космоса” в лирике Н. Клюева и С. Есенина. Коллективный и самостоятельный анализ стихотворений Н. Клюева “Маяковскому грезится гудок над Зимним…”, С. Есенина “Гой ты, Русь, моя родная…”, “Запели тесаные дроги…”, “О красном вечере задумалась дорога…”, “Нивы сжаты, рощи голы…”, “Душа грустит о небесах”, “Я обманывать себя не стану…”, “Русь советская”, “Не жалею, не зову, не плачу…”, “Отговорила роща золотая…”. Поэтический миф о русской деревне. Мифологический и интимно-лирические планы. Традиции русской поэзии (сравнение с лирикой А. Блока). Лирический герой. Образ поэтического языка: народный и литературный элементы. Основные темы и мотивы лирики: избяной космос, человек и природа, человек и город, двойничество, одиночество (сравнение с лирикой А. Блока и В. Маяковского). Поэтика исторического и экзистенциального времени. Коллективный анализ поэтической эпитафии С. Городецкого “Сергею Есенину”. Традиции посмертного послания. Лирический герой и сюжет. Временное и вечное в осмыслении судьбы погибшего поэта. Мифологизация биографии поэта в культуре ХХ века.
2. Стихия преобразования “почвы” в эпическом произведении
Соцреалистический “секрет” романа М. Шолохова “Поднятая целина” (1-я кн.). Сюжет романа. Система персонажей. Социальные типы: герой-коммунист, враг советской власти. Власть и народ. Проблема насилия (сюжетный и субъектно-речевой аспекты). Позиция автора и читателя. Мифологизация эпохи “сплошной коллективизации”. Образ “поднятой целины”. Поэтика художественного времени (историческое, природное, социальное, биографическое). Традиции реалистической эпики и их соцреалистическая модернизация. Идеологизированные и “деидеологизированные” грани истолкования художественного смысла романа.
“Вещество существования” героев, автора и читателя в романе А. Платонова “Котлован”. Сюжет романа. Композиционно-речевые особенности. Космос платоновских героев. Основные темы и мотивы. Мифопоэтические образы. “Неореалистические” способы художественного завершения: отличие от классических традиций русской этики. Мифологизация событий. Речевая выразительность и система персонажей. Элементы антиутопии, апокалиптическая тема. Поэтика смерти.
С. ЛАВЛИНСКИЙ,
к.п.н., учитель литературы с. ш. N 61
Кемерово

Продолжение следует

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте