Безопасность детей обычно воспринимается в контексте физической угрозы ребенку. Но современный мир, дающий доселе не известные нам блага, без которых уже немыслима жизнь, таит множество скрытых опасностей, о которых мы сегодня часто говорим на классных часах или уроках ОБЖ. Я говорю о цифровой безопасности, об осторожном и правильном поведении в социальных сетях, на различных сайтах и в мессенджерах.
В учительских кругах бытует мнение, что ребенок поколения Z – нулевых и десятых годов, который раньше первой игрушки берет в руки гаджет, уж точно умеет правильно с ним обращаться. Но ведь это абсолютное заблуждение! Мало кому из подростков понятно, что правила поведения в сети Интернет регламентируются российскими законами даже строже, чем реальная жизнь офлайн.
Оскорбительные комментарии, угрозы, даже случайные ретвиты (размещение на своих социальных страницах или в мессенджерах чужих мыслей, заявлений или призывов) должны быть в правовом поле во избежание административного или даже уголовного наказания. И если поступок или слова в реальной жизни могут остаться незамеченными, то все происходящее в онлайн-формате оставляет свой цифровой след навсегда. Здесь и кроется наша важная задача – сориентировать школьника, а еще лучше – дать пример.
Лекции, уроки информационной грамотности, доверительные разговоры на классных часах с изложением чужих примеров, как не надо делать, не всегда эффективны. Еще с давних времен существует негласный принцип: если не можешь что-то предотвратить, то возглавь это! Так решили мы с коллегами, заручившись поддержкой директора, и создали школьный канал в популярной сети TikTok, назвав его «Нескучные уроки».
Увы, но даже самому активному, молодому, современному и яркому учителю сложно соперничать в популярности с соцсетями. Так почему бы не стать частью их? И нам это, кажется, удалось. Короткие, но емкие ролики учителей в формате TikTok ребята охотно стали смотреть, комментировать, репостить и рекомендовать своим друзьям и родителям, находя эти ролики крайне интересными. Поставленная цель была достигнута!
Один из примеров: на моем уроке географии обсуждаем особенности Поволжья. Ребята затрудняются с ответом, какие крупные города расположены в нижнем течении Волги и какое рекордное место находится там (самая низкая точка России – Прикаспийская низменность). Как раз недавно, находясь в командировке в тех краях, я снял несколько роликов и опубликовал их. Говорю: «Ребята, вспоминаем TikTok!» И как же приятно было, когда половина класса стала давать верные ответы!
Это лишь один из примеров. Конечно, для учеников значимо, что ролики их учителей набирают сотни тысяч лайков и миллионы просмотров! «Это круто!» – лучшее и самое приятное, что может услышать учитель! И вот что важно: став как бы своими, говоря на их языке, гораздо проще, не теряя доверия, контролировать их цифровую безопасность, помогать не совершить опрометчивый шаг, оказать помощь, когда она, может быть, нужна.
Среди образовательных роликов мы публикуем информацию, направленную на предотвращение конфликтов и формирование комфортной атмосферы взаимопонимания. В перспективе создание коротких (на 20‑30 секунд), но чрезвычайно важных видео, посвященных цифровой безопасности, о том, что любое действие в Интернете имеет последствия, а значит, должно быть осознанным и ответственным.
Это будет непросто, так как сам формат соцсети не терпит менторского, назидательного тона, который будет сильно контрастировать с общей атмосферой беззаботности и развлечения. Но с нашей командой креативных и творческих учителей это будет вполне посильной задачей.
Очень приятно, что эта тенденция активно поддерживается и администрацией школы. На Московском образовательном канале в профессионально-интеллектуальном поединке «Вызов: азарт и опыт» представителям нашей образовательной организации был задан вопрос, касающийся социальных сетей, и Роман Юрьевич Абрамов, директор нашей школы, положительно отозвался на тему того, что детей стоит привлекать к информированию с помощью привычных для них платформ.
Родители учеников также активно следят за постами на наших каналах, комментируют и, что немаловажно, с нетерпением ждут новостей. Присоединяйтесь и следите за нашими обновлениями в TikTok на канале @school.491, мы будем рады!
Евгений ШЕСТОПАЛОВ, учитель географии, классный руководитель 10‑го класса школы №491 «Марьино»
Комментарии