search
main
0

Грамотно и красиво. Физика

Хорошо, что в нашем образовании так много творческих людей, находящихся в постоянном поиске новых идей, подходов к обучению, активно использующих современные информационно-коммуникационные технологии. Однако, анализируя конкурсные работы, замечаешь: из-за того, что современный урок стал столь насыщенным и по содержанию, и по оформлению, и по методическим приемам, учителям сложно отнести результаты своего труда к какой-либо конкретной теме. В связи с этим некоторые конкурсные работы не всегда соответствовали заявленной номинации.

В номинации «Здоровьесберегающие подходы к учебно-воспитательной работе» не представлено ни одной работы. Однако мне бы хотелось именно в этой номинации отметить материал Татьяны Погореловой, учителя физики средней школы №5 Копейского городского округа Челябинской области по радиологическому мониторингу. Позволю себе дать небольшой совет Татьяне Александровне: эту работу вполне возможно расширить до исследовательского социально значимого экологического проекта. В настоящее время это весьма актуальная и продуктивная форма организации проектной деятельности учащихся.

В номинации «Материалы к уроку» можно выделить работу Татьяны Беляевой, учителя физики и математики Высокоярской средней школы Томской области. Она называется «Пакет дидактических материалов, направленных на развитие компетентностей». Видно, что учителю пришлось обработать значительный объем литературы, провести серьезный и обстоятельный анализ для систематизации материала. Еще одна хорошая работа в этой номинации – «Физика в сказках» – принадлежит перу Ирины Ящевской, учителя физики средней школы №8 города Великий Новгород. Широкий спектр разделов физики представлен в форме сказок, в каждой из них есть вопросы физического содержания, творческие задания. Такие сказки, безусловно, делают урок физики увлекательным, а составление подобных сказок самими учениками развивает их творческое мышление.

Позволю себе один совет участникам конкурса: чем больше в презентации картинок, рисунков, готовых анимаций, занимательных сюжетов и меньше текста, тем она более наглядна и интересна ребятам.

В номинации «Организация внеклассной работы по предмету» представлено семь работ по физике. В названии номинации, на мой взгляд, наиболее важные слова – «по предмету». Мой предмет – физика. Следовательно, представленный материал должен иметь прямое отношение к физике. Отсюда недостатки некоторых работ: в представленных сценариях внеклассных мероприятий, безусловно, интересных по замыслу, содержится информация (вопросы, задания), не относящаяся к физике, что делает эти сценарии элементами воспитательной работы в целом, но не по предмету. Такие мероприятия хорошо проводить во время классных часов, дней открытых дверей, межклассных состязаний (интеллектуальных боев). Если же мы говорим о воспитательной работе по физике, то лучше всех тему номинации поняли: Вера Матвеева, учитель физики и астрономии гимназии №2 города Гурьевска Калининградской области, ее работа называется «Творческий экзамен. Волны» (замечательное сочетание физики и поэзии, большое количество интересного материала, яркая и насыщенная презентация), Наталья Корнеева, учитель физики средней школы №18 поселка Парковый Краснодарского края, приславшая разработку «День космонавтики», а также Юлия Лайтнер, учитель физики и информатики средней школы №1 поселка Забайкальск Забайкальского края, она представила две разработки – физического вечера «Скорость света» и командной игры «Электромагнитная индукция».

В номинации «ИКТ в образовательном процессе» представлено десять работ. Очень насыщенная, разнообразная по содержанию и по видам деятельность учащихся предлагается на уроке с использованием ИКТ, созданном учителем физики и информатики фокинской средней школы №3 Брянской области Еленой Рединой в рамках целостной авторской системы изучения крупного раздела физики «Тепловые явления». Хочется отметить две разработки уроков с использованием ИКТ учителя физики и информатики Пречистенской средней школы Смоленской области Натальи Шиловой – «Насос и пресс» и «Условия плавания тел. Закон Архимеда». А также поблагодарить учителя физики гимназии «Исток» Великого Новгорода Светлану Кузмич за урок-игру в 7-м классе «Давление твердых тел, жидкостей и газов». Все остальные материалы также интересны и заслуживают высокой оценки, но именно в указанных работах использование ИКТ показано наиболее ярко.

Наибольшее количество работ представлено в номинации «Сценарии уроков» – 12 материалов от 11 авторов. Их очень сложно оценивать, так как сам по себе сценарий – это лишь 30% успешности урока, а остальные 70% приходятся на личные качества учителя. И все же из сценариев уроков, присланных на конкурс, можно выделить следующие: урок учителя физики и математики Кораблинской гимназии Рязанской области Валентины Колеговой на тему «Трубы» (материал разнообразный, много практических примеров, используются межпредметные связи с технологией, биологией); урок учителя физики Николо-Кормской средней школы Ярославской области Лидии Коковиной на тему «Путешествие в страны и века или открытие естественной и искусственной радиоактивности» (связь с географией очень грамотно и красиво вплетена в канву занятия); урок учителя физики средней школы поселка Нижнеивкино Кировской области Ирины Чесноковой на тему «Простые механизмы. Условие равновесия рычага» (занятие содержит разнообразные формы работы, сопровождается презентацией, сделанной с юмором, это помогает семиклассникам легко «переварить» сложную тему).

В номинации «Технологии и методики преподавания» представлено семь работ четырех авторов. У меня лично наибольший интерес вызвала разработка учителя физики Староильдеряковской средней школы Республики Татарстан Николая Убейкина «Новая технология оценивания знаний учащихся». Эта тема в последнее время весьма актуальна, так как традиционная система оценивания давно изжила себя. Понравился материал учителя физики, информатики, организатора-преподавателя ОБЖ Обильненской средней школы Республики Калмыкия Любови Троневой «Активизация познавательной деятельности учащихся путем применения нетрадиционных форм и методов обучения на уроках физики».

Вадим МУРАНОВ, учитель физики средней школы №19 города Ногинска Московской области, победитель конкурса «Педагог года Подмосковья-2008»

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте