Кажется, столица и в целом страна не испытывают недостатка в периодических изданиях, посвященных вопросам образования и науки. Журналы – академические, университетские, независимые – публикуют множество интереснейших работ ученых всех областей знания, практиков – учителей и управленцев, аспирантов, соискателей… В этом образовательно-информационном «мегаполисе» как будто и лишнего места уже нет, да и нет нужды возводить новые постройки. Наука и образование на магистрали просвещения движутся в одном направлении, и вроде бы все в порядке. Да, но только движутся, похоже, раздельно, не рука об руку, хотя постоянно делают один другому реверансы. Достижения современной науки с трудом проникают в сферу образования, которая часто и не ведает об этих достижениях. А ведь еще почти полвека назад наш выдающийся математик А.А.Ляпунов говорил о том, что необходимо школьников и студентов знакомить с новейшими научными теориями, открытиями, изобретениями…
И вот прецедент. Передо мной на рабочем столе – три номера журнала с интригующим названием «Наука – образованию». Даже если бы я не был членом редакционного совета этого издания, я обязательно обратил бы на него внимание: идея носилась в воздухе, и непонятно, почему никто не опередил ученых Московского института открытого образования, затеявших такой журнал. Потому что давно пора было взяться за дело ознакомления школьников, студентов и педагогов с теми достижениями науки, которые мы называем передовыми. И вот журнал, в котором ученые разных областей знания, разных возрастов – от входящих только в науку до маститых и прославленных – дают школе и вузу информацию, как говорится, с пылу с жару, знакомят учащуюся молодежь и ее наставников с очень интересными и важными и притом актуальнейшими проблемами и результатами науки во всех ее ипостасях. Здесь и философия и социология, психология и биология, математика и химия, экология, история… Диапазон широчайший. Но главное – глубина раскрытия тем. Смотрю в №1 статью известного нашего педагога-антрополога Б.М.Бим-Бада и поражаюсь его эрудиции и широте взгляда на природу человека. Вызывает восхищение глубокий анализ проблемы создания национальной доктрины образования, проведенный О.Н.Смолиным, заместителем председателя Комитета по образованию и науке Государственной Думы. Да и другие материалы номера содержательны, они также обогащают читателя новыми знаниями и побуждают его размышлять над серьезнейшими вопросами науки и образования.Обращают на себя внимание журнальные рубрики, названия которых говорят сами за себя. Приведу только некоторые из них: «Язык и государственность», «Эйдос и Логос образования», «Грамматика жизни», «Человек как он есть», «Новая образовательная практика», «Искусство в образовательной деятельности». Заметно, что редсовету и редакции журнала удается выстроить каждый номер таким образом, что в нем симфонично звучат голоса и выдающихся ученых, и педагогов-практиков, и молодых аспирантов, только начинающих свой научный разбег.Хочу особенно отметить материалы последнего из вышедших номеров. В рубрике «Философия жизни и образования» опубликованы статьи крупных ученых – С.П.Капицы, В.А.Лекторского, В.С.Меськова, Р.И.Зианшиной. Авторы раскрывают когнитивные проблемы образования в информационном обществе – в парадигме неклассической реальности, под углом зрения диалогической природы творчества.В рубрике «Новая образовательная практика» опубликованы в высшей степени содержательные статьи академика В.Д.Шадрикова и эксперта ЮНЕСКО доктора педагогических наук А.Ю.Уварова.Я бы особенно отметил отчетливо проявившую себя в этом номере линию редакции на сотрудничество с другими близкими по духу «Н – О» изданиями. Речь идет прежде всего о статье заместителя главного редактора «Независимой газеты» Андрея Ваганова «Вербальные стратегии в цифровую эпоху», в которой автор убедительно показывает, что с переходом на цифровые технологии меняется не только восприятие предъявляемых читателю текстов, но и, что самое удивительное, нейрофизиология мозга, особенно детей и подростков.В номере публикуются результаты исследований трех аспирантов МИОО, которым предоставлено слово наряду с видными учеными и деятелями образования, что, конечно же, имеет для молодых ученых огромное значение. Отрадно, что журнал не «улица с односторонним движением». Редакция устанавливает обратную связь с читателем. В рубрике «Из редакционной почты» опубликован интересный материал о дополнительном образовании известного московского педагога, директора «Класс-центра» №686, кандидата педагогических наук, заслуженного учителя РФ С.З.Казарновского. В своей статье автор аргументированно утверждает, что дополнительное образование является магистральным путем общекультурного и интеллектуального развития личности школьника… Короче говоря, все прочитанные мною материалы нового журнала свидетельствуют о полном соответствии их содержания замыслу редакции. Другими словами, представленная на страницах журнала наука дает образованию информацию, которая послужит повышению и квалификации педагогов, и их интереса к последним научным разработкам.Хочу искренне пожелать авторам и сотрудникам журнала долгого и плодотворного пути на ниве тесного сотрудничества науки и просвещения.
Комментарии