В нашей жизни существуют противоречия между знаниями и их использованием, умениями и поведением человека, приобретенными им навыками и совершаемыми поступками. Почему знающий не поступает согласно своему знанию, не использует его? Это означает, что знания не повлияли на саму личность, на ее качество, ничего не изменили в ее сущности, остались мертвым капиталом. Как сделать так, чтобы педагогические усилия достигали своей цели и приводили к развитию личности?
В школе №1420 введен специальный экспериментальный курс «Грамматика нравственности» в системе курсов основ морали с 1‑го по 11‑й класс. Цель курса – изложить школьникам нравственные истины, рассматривая мораль как вид необходимых общечеловеческих и образовательных знаний, развить нравственный кругозор и нравственное сознание школьников. Задания учебного пособия знакомят учащихся с конкретными нравственными нормами и правилами общения, характеризуют основные нравственные понятия и суждения, которые лежат в основе нравственных требований и отношений людей.
Чтобы увидеть ребенка в процессе образования, его надо открыть, повернуть к себе, вовлечь в деятельность. Человек включается в любую работу только тогда, когда это нужно именно ему, когда у него имеются определенные мотивы для ее выполнения. Существуют различные способы развития мотивации:
1. Организация образовательного процесса.
2. Использование нетрадиционных форм обучения: соревнования, экскурсии, путешествия, спектакли, игры, выпуск газет, коллективных работ, использование разных средств искусства и др.
3. Проблемные ситуации.
Противоречивость материала дает эффект удивления и вызывает желание разобраться в проблеме. Это связано с врожденным стремлением личности к гармонии.
4. Культура общения: гуманное отношение, доверие к ученикам, разнообразие деятельности и полнокровная жизнь в классе.
5. Чувство юмора.
На уроках грамматики нравственности мы используем приемы:
1. Эмоциональное (выразительное) чтение учителем литературных произведений (на уроке по теме «Наши чувства и поступки» после прочтения отрывка из трилогии Л.Н.Толстого «Детство. Отрочество. Юность» создалась атмосфера торжественной трогательности, и дети, отвечая на вопросы учителя, не перебивали друг друга, давая возможность высказаться всем желающим). Чтение взрослого – это своего рода театр одного актера, который своей «игрой» (интонацией, паузами, расстановкой акцентов) помогает маленьким читателям открывать в тексте новые глубины и оттенки.
2. «Посмотри на себя со стороны».
3. «Поставь себя на место героя, персонажа, одноклассника, учителя…».
4. Использование на уроках видео- и аудиоматериалов (на уроке «Наши чувства и поступки», просмотрев отрывок из мультфильма «Сказка о рыбаке и рыбке», отвечаем на вопросы: «Какие качества старухи привели ее к разбитому корыту? Как бы вы поступили на месте рыбки?»).
5. Использование русских пословиц и поговорок (при изучении темы «Каким человеком быть нельзя?» анализируем с детьми следующие пословицы: «Нечистая совесть спать не дает», «Своя рубашка ближе к телу», «Мягко стелет, да жестко спать», дети с удовольствием подбирают пословицы о дружбе, о взаимовыручке, что плодотворно сказывается на формировании коллектива).
6. Использование на уроках знаков-смайликов «Внимание», «Тишина», «Идея», «Позитивчик», «Негативчик» позволяет снизить эмоциональное напряжение и привлечь внимание детей.
7. В начале и в конце урока дети передают свое настроение цветом. Если урок удался, то серый или даже черный кружок в начале урока меняется на желтый или красный в конце урока.
8. Создание ситуации успеха – выставка творческих работ учащихся (при изучении темы «Главное – не кем быть, а каким быть» создавали рекламу идеального представителя выбранной детьми профессии).
9. Личный пример. Анализируем ситуации из жизни, что ребенок сделал в том или ином случае.
10. Дидактическая игра. Известный детский психолог Д.Б.Эльконин подчеркивал социальную природу игры, ее незаменимость для полноценного развития личности ребенка. Основной смысл игры на уроках грамматики нравственности – развертывать социально направленные действия, требующие воображения и подкрепляющиеся эмоциональными переживаниями. Например:
а) «Коллективная сказка» – один из детей начинает сочинять сказку или какую-либо необыкновенную историю, а каждый следующий за ним ребенок добавляет одно-два предложения;
б) «Коллективный портрет группы» – для игры необходимы большой лист бумаги и фломастеры. Детям предлагается нарисовать свой класс (по очереди дети изображают, как видят себя в группе);
в) «Даты рождения» – при помощи жестов (без слов) построиться по дню и месяцу рождения, начиная с 1 января и оканчивая 31 декабря, можно строиться по размеру обуви, цвету волос, глаз, одежды.
Обязательным элементом на уроке является обращение к личному опыту детей и их размышлениям по обсуждаемой теме через моделирование жизненных ситуаций. Ведь опыт может быть востребован и развит самим субъектом лишь в ходе реальных отношений, переживаний, затрагивающих его личностные ценности.
Важную роль в духовно-нравственном воспитании играет личность самого учителя, «его позиция и образ: эмоциональность, ответственность, педагогическая любовь, педагогический оптимизм» (А.С.Макаренко). Так, многие приемы воспитания действуют только в том случае, если педагог является для ребенка значимым другом, то есть его мнение и отношение ребенку небезразличны.
Одним из показателей эффективности системы воспитания должно быть нравственное развитие ребенка – существенные изменения в его духовно-нравственном мире. Эти факторы проявляются в устойчивости нравственного поведения детей в обычных и осложненных ситуациях, в относительной независимости поведения от внешнего контроля со стороны взрослых, в умении предвидеть нравственные последствия своих поступков, в появлении внутреннего контроля – совести, осознания моральной стороны поступков и самого себя как носителя нравственности.
Ольга СТЕПАНОВА, учитель школы №1420
Комментарии