Еду на урок в школу за рулем своего «рено» и вдруг ловлю себя на мысли, что думаю о чем угодно, только не о правилах дорожного движения. И страшно представить – помню их весьма и весьма смутно. Даже названия знаков, честно говоря, позабылись. А ведь я считаю себя опытным водителем и не совершила – надеюсь, и не совершу – ни одного ДТП.
В этом нет ничего удивительного, просто у меня, как и у других водителей, сформированы навыки вождения. Все движения я выполняю автоматически. Думаете, с грамматическими правилами по-другому? Нет, точно так же. Любые правила выводятся исходя из тенденций развития языка и используются на этапе формирования навыков грамотного письма. Как только навыки окончательно сформировались (в школе это должно произойти по окончании 9‑го класса), о правилах можно смело забыть. Если вы, конечно, не планируете стать учителем русского языка, корректором или редактором, то есть специалистом, который в силу своей профессии должен уметь объяснить то или иное написание слова или расстановку знаков препинания.Скажу больше (этот секрет пусть останется между нами, вы о нем никому не рассказывайте) – правила грамматики можно вообще не учить. Ведь не учат же наши школьники правила написания английских слов, но пишут их грамотно, поскольку в процессе неоднократного повторения получают соответствующие зрительные, слуховые и механические навыки. Написал слово, к примеру, раз сто – и в голове между нейронами установились стойкие связи. Мы, учителя, так или иначе прилагаем много усилий, тратим невообразимо много времени, для того чтобы такие связи установить.Что происходит дальше? А дальше в 11‑м классе нужно сдавать ЕГЭ по русскому языку, то есть решать тест, в котором хитроумные дяди и тети придумали множество задачек, и без знания теории решить их невозможно. Тогда волей-неволей приходится браться за правила. И вот тут-то совершаются педагогические ошибки. Вместо того чтобы повторять правила, мы начинаем их учить заново. Очень трудно сразу почувствовать разницу, но зато прекрасно виден результат: наши отличники, которые раньше – совершенно автоматически – писали грамотно, вдруг начинают путаться и делать ошибки. Я думаю, такая ситуация знакома многим учителям. Почему это происходит? Да потому что, вместо того чтобы усиливать старые синаптические связи между нейронами, мы создаем новые, на закрепление которых требуется много практики, много времени.Повторение – это путь по старому маршруту, это процесс припоминания и узнавания. Если вести детей к той же цели другой дорогой, используя новые учебники (старые давно сданы в библиотеки, и под рукой их нет – невероятная глупость!), другие формулировки правил, бесчисленные методические разработки от создателей ЕГЭ с красивыми, яркими таблицами, мы формируем новые навыки тех же самых умений. И в итоге получаем грамматический инсульт, то есть разрушение старых связей в коре головного мозга учащегося. Мы сами разрушаем результаты своего девятилетнего труда.Думаю, в этом плане выпускное экзаменационное сочинение было намного полезнее: и сформированность грамматических навыков можно было проверить, и умение мыслить, и глупостей, о которых я говорила, удавалось избегать. Фаиля СИТДИКОВА, учитель русского языка и литературы средней школы д. Нуркеево Туймазинского района Республики Башкортостан
Комментарии