Интегрированный урок физики и информатики в 9-м классе
Полностью публикация приведена в формате PDF:Скачать/Просмотреть(Для просмотра необходима программа Adobe Reader или ее произвольный аналог).
Цели (физика):
формирование навыка работы с графиками движения;
развитие умения давать характеристику механического движения, используя график зависимости u = u(t);
развитие умения построения графиков
х = х (t) и S = S (t);
формирование умения проводить самоанализ своей работы.
Цели (информатика):
контроль практических навыков работы с объектами графической ОС Windows (окна, папки, файлы, открытие/закрытие, сохранение);
расширение представлений об использовании возможности офисного приложения Word для создания математических формул и отчетов.
Оборудование
компьютеры на базе процессора Intel Celeron с установленным офисным приложением MS Word(11 шт.);
авторская компьютерная программа-тест (Движение.exe) для проверки предметных умений и навыков.
Ход урока
Организационный этап.
Инструктирование учеников
Урок проводится для повторения и закрепления учебного материала по теме «Кинематика. Графики движения». Основное внимание будет уделено описанию механического движения с помощью графиков и характеристике механического движения. В ходе работы с компьютерной программой вы не только выполните практические задания, но и по завершении работы сможете сразу увидеть свои ошибки и исправить их. Сегодня на уроке вам предстоит выполнить следующие задания (ученикам представляется план урока, последовательность выполнения работы):
1. Описать движение материальной точки по графику u = u (t). После выполнения задания составить алгоритм описания движения и памятку, включающую в себя основные моменты, на которые следует обращать внимание при описании движения (учет знаков проекций, может ли пройденный путь быть меньше нуля и др.).
2. Заполнить сводную таблицу по результатам выполнения первого задания.
3. Построить графики зависимости х = х (t) и S = S (t) по результатам выполнения первого задания.
4. По итогам работы сформировать отчет и передать его преподавателям для проверки.
Практическая работа.
Перед первым заданием проводится демонстрация через проектор правил работы с программой (Приложение 1).
Программа предъявляется по частям в соответствии с последовательностью заданий.
Задание 1
Ученики приступают к описанию движения материальной точки по графику u = u (t). Всего на графике выделено 6 участков. Характеристики каждого из участков заносят в отдельные шаблоны. Результаты по каждому из них также заносятся в отдельные шаблоны. По результатам описания всех шести участков ученику автоматически выставляется оценка.
В компьютере учителя сохраняется автоматизированный отчет по результатам работы каждого ученика, что дает возможность осуществить индивидуальную коррекционную работу перед итоговой контрольной работой по теме (Приложение 2).
Когда с первым заданием справится половина учеников, все переключаются на гимнастику для глаз, рук и плечевого пояса.
По мере выполнения задания из детей создаются группы по 3-4 человека. Одни группы получают задание – составить алгоритм описания механического движения, другие – составить памятку для характеристики механического движения. Записи заносятся в тетради.
Результаты работы обсуждаются, вырабатываются единые подходы для описания механического движения.
Перед вторым заданием идет продолжение демонстрации правил работы с программой (Приложение 1).
Задание 2
В ходе выполнения второго задания ученики заполняют сводную таблицу (Приложение 3).
Задание 3
Заполнив сводную таблицу, дети строят графики движения (Приложение 3).
Задание 4
По результатам своей работы каждый ученик создает электронный отчет и пересылает его в сетевую папку на головной компьютер (Приложение 4). Отметку за задания 2 и 3 ученик получит после проверки электронного отчета учителями информатики и физики.
Подведение итогов работы. Рефлексия
В качестве самоанализа результатов работы ребятам предлагается ответить на вопросы:
Помогла ли вам работа с компьютерной программой повторить тему «Кинематика. Графики движения»?
Что понравилось вам на уроке?
С какими трудностями вы столкнулись? Что помогло вам их преодолеть?
Каково ваше мнение о полезности подобных видов работы?
Вам предстоит работать с программой, написанной на языке Visual Basic.
От вас потребуются знания из курса физики и умение работать с объектами графической операционной системы Windows (окна, папки, ярлыки).
Работа состоит из трех этапов:
1) Охарактеризовать движение материальной точки на определенных участках.
Для этого вам необходимо перетащить варианты ответов в определенные ячейки (рис. 1). Каждый участок описывается девятью формулами. При неправильном ответе выдается подсказка. Количество ошибок отслеживается. По окончании первого этапа оценка выставляется автоматически.
2) По результатам первого этапа заполнить сводную ведомость, используя возможности офисного приложения Word (рис. 2).
а) Для заполнения графы Направление движения нужно щелкнуть двойным щелчком по соответствующей ячейке – откроется Word. Затем вставить в нее символы и Ї.
б) Для заполнения графы Уравнение x = x(t) нужно щелкнуть двойным щелчком по соответствующей ячейке – откроется Word. Затем набрать с клавиатуры требуемые формулы. Для изображения верхних индексов можно воспользоваться комбинацией клавиш Ctrl + Shift + “+”.
3) Исходя из заполненной таблицы, построить графики функций.
Для этого, прижав левую кнопку мыши, провести линии, соединяющие полученные точки. Любой участок кривой можно исправить, действуя правой кнопкой мыши, как ластиком (рис. 3).
По результатам двух последних этапов вам нужно составить отчет в приложении Word (кнопка Создать отчет), в который включить скриншоты (копии экранов, Alt+PrtSc) двух последних заданий. Результаты работы сохранить в требуемой папке.
Отчет оценивается второй оценкой, при этом проверяются не только знания из курса физики, но и приобретенные практические навыки по работе с приложением Word.
Автоматизированный отчет для учителя физики по результатам выполнения первого задания на компьютере (рис. 4.). Данный отчет позволяет провести индивидуальную коррекционную работу с каждым учеником.
Памятка для создания отчета
1. Создать верхний колонтитул (Вид – Колонтитул).
2. Вписать в него свою фамилию, имя, отчество, класс, номер компьютера, расположив информацию по центру.
3. Выйти из колонтитула, нажав кнопку Закрыть на выносной панели колонтитулов.
4. Вставить в отчет заполненную таблицу из Задания 2, сделав копию экрана (Alt + PrtScr).
5. Вставить в отчет построенные графики из Задания 3, сделав копию экрана (Alt + PrtScr).
6. Сохранить отчет под именем Отчет_номер компьютера в сетевой папке (Ярлык для Work на 27 admin – свой класс – своя группа).
Жанна КОНДРАТЕНКО, учитель информатики лицея №2, Ирина ФИЛИЧЕВА, учитель физики
Братск, Иркутская область
Комментарии