search
main
0

График роста… наглости. Необычные задания и образы оживляют урок

Ориентируясь на возрастные особенности детей, особенности мышления и памяти, я попробовала оживить теорию языка, используя на уроках рисунки с сюжетом на лингвистическую тему. Они способствуют реализации ведущей педагогической идеи, которая заключается в том, что эффективность обучения зависит от включения на уроке всех видов памяти и стимулируется познавательным интересом.

Образные картинки, придуманные мною к разным темам, как вид наглядности отличаются своей структурой от буквенных опорных таблиц В.Шаталова и Ю.Меженко тем, что абстрактные сведения имеют конкретное  воплощение. Теория преподносится в персонифицированном виде в основном через известные детям образы сказок, мультфильмов. Вызывая зрительные ассоциации, картинки помогают ученикам понять и быстро запомнить правило. К различным темам я создала около тридцати сюжетных рисунков. С некоторыми из них я вас ознакомлю. Возьмем, к примеру, рисунок по известной игре «Каравай-каравай, кого любишь – выбирай!» к теме «Правописание о/е в суффиксах и окончаниях имен существительных и имен прилагательных», это блок из четырех правил. Условные обозначения просты и знакомы: домик-квадратик – окончание, крыша – суффикс, «хоровод»  шипящих и ц, молния – ударение (рис. 1). Сродни образному мышлению ассоциативное, которое также стимулирует память и способствует развитию интереса к уроку. К примеру, определяя взаимосвязь между расцветкой двух рыбок-меченосцев и теоретическим  материалом к теме «Разноспрягаемые глаголы» (рис. 2), учащиеся делают вывод, что меченосец слева отражает свойства глагола хотеть – одна половинка у него черная, так как глагол в единственном числе изменяется по 1-му  спряжению, а вторая половинка светлее, так как во множественном числе глагол имеет окончания 2-го спряжения; правый меченосец (глагол бежать) только в форме 3-го лица множественного числа имеет окончание 1-го спряжения (у него черный хвост), а все остальные формы относятся ко 2-му спряжению (тело светлое).В ходе знакомства с орфограммой желательно, чтобы учащиеся сами находили закономерности в написании и делали вывод орфографического правила. Например, при изучении темы «Буквы е и и в корнях с чередованием» даю рисунок, который изображает встречу двух осликов – из мультфильма «Бременские музыканты», который пел «Е-е», и мультфильма «Винни Пух», которого зовут Иа-Иа, это помогает быстро запомнить правило о правописании корней (рис. 3). Считаю педагогической находкой следующий прием в преподавании литературы: в 6-м классе при изучении «Поучения Владимира Мономаха» я применяю интригу – якобы обнаружила в библиотеке старинную рукопись, и мне позволили ее ксерокопировать (рис. 4). Предлагаю исследовать текст. Знакомлю ребят с кириллицей и даю им карточки с фрагментами стилизованных под древнерусские рукописи текстов (одно-два предложения на группу). Ставлю задачи: постараться перевести фрагменты на современный русский язык, а затем, заслушав все ответы, попробовать обрисовать образ автора. Шестиклассники переводят: «Старых чтите, как отца, а молодых, как братьев. В дому своем не ленитесь, но за всем сами наблюдайте;  по лености, внезапно ведь человек погибает. Лжи остерегайтеся, и пьянства, и блуда, от того ведь душа погибает и тело». Учащиеся погружаются в содержание, и непростой для детского восприятия текст поучения становится увлекательным, доступным. В завершение работы шестиклассники отвечают на вопрос, осталось ли актуальным сегодня завещание великого князя.Замечено, что работа с драматическими произведениями вызывает затруднения у учащихся в связи с родовой и жанровой спецификой. Учителю важно поддержать интерес и избежать рутины, стимулировать поиск, помочь осмыслить явления, события, факты. Решить эти задачи можно, придумав необычное, нехарактерное для уроков русской литературы задание. При изучении комедии «Ревизор» Николая Васильевича Гоголя я предлагаю по 4-му действию в теме «Чиновники на приеме у «ревизора» построить график роста наглости Хлестакова в зависимости от полученных взяток или от его поведения в ходе действия (рис. 5). Причем график следует пояснить, приведя текстовые доказательства (реплики, ремарки), сделать вывод, то есть в итоге подготовить учебное выступление. В оборудование урока входят двойной лист из тетради в клеточку, линейка, карандаш. Шкалы графика: «Сумма денег – герой (действующее лицо)» или «Явление – поведение». Чтобы выполнить работу, требуется знание текста, погружение в проблему. Чтобы пятиклассники лучше запомнили материал при изучении темы «Мифы Древней Греции», я предлагаю им из сонма греческих богов выбрать себе покровителей, обосновать свой выбор. Кто-то называет Афродиту – богиню красоты, мечтая стать фотомоделью; кто-то – Аполлона – покровителя искусств, потому что собирается связать свою будущую жизнь с музыкой; Афину, покровительницу знаний,  выбирают ребята, которые хотят хорошо учиться. Всегда стремлюсь, чтобы мои занятия отличались творчеством, неповторимостью, поэтому предлагаю ребятам широкий выбор нестандартных, увлекательных и при этом достаточно сложных заданий, которые формируют интерес к урокам, развивают языковые и литературоведческие компетенции.​Людмила АТРОЩЕНКО, учитель Жгунской средней школы Добрушского района  Гомельской области Республики Беларусь

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте