Я не хотела ехать на очередной семинар преподавателей истории, ибо ничего особенного от этого мероприятия не ждала. И все же сработало Lнадо│. Для нас, учителей, готовят открытые уроки.
Что такое открытый урок, учителя знают. Знают, как к нему готовиться, сколько сил и энергии он отнимает. Цели самые благие: показать, как надо проводить уроки по данной теме. Своеобразная учеба для молодых преподавателей. Во время обсуждения поделиться опытом. Учителю, дающему урок, зачтется при аттестации.
Итак, 1-я средняя школа, 10-й LА│ класс. Урок истории. Кроме учителя Тамары Николаевны Ковальчук и учеников, присутствуют директор школы, завуч и учителя истории всех школ района.
Тема урока LНравственный подвиг декабристов. Неизвестные страницы известных событий│.
Я приготовилась записывать все плюсы и минусы. Но уже через десять минут напрочь забыла, что нахожусь на уроке. Мы присутствуем на научной конференции с докладами и содокладами. Выступающих было много. Свободно оперируя материалом, школьники рассказали много интересного из жизни декабристов, нравов николаевского времени.
А может, это литературный вечер, хоть и без свечей и вечерних туалетов? Звучали стихи декабристов и о декабристах, об их женах, об их нравственном, гражданском подвиге.
Ваня Хныкин и Юля Соколовская сделали нас свидетелями разговора Николая I и княгини Трубецкой.
Артем Пахомов сыграл романс LГори, гори, моя звезда│. Знакомая мелодия приподняла наши души над бренным уроком – и… раздались аплодисменты. А еще прозвучал вальс Грибоедова, посвященный женам декабристов.
Как и на всяком уроке, домашнее задание: мини-сочинение LМое отношение к декабристам│.
Урок закончился. Разбирать его не было никакой охоты. Хотелось сохранить в себе все виденное и слышанное. Необычный урок. Урок-откровение для учителя, да и учеников. Как часто удаются такие уроки? В каждой ли школе возможно их подготовить? Конечно, нет. Учитель и ученики, город и деревня. Разные возможности, разные способности.
В Малоярославце все знают первую школу, знают ее педагогов – работоспособных, талантливых. Они совершенствуют свое мастерство не за высокую зарплату, а скорее вопреки нищенской. А может быть, за то Lспасибо│, что сказали ученики после открытого урока Тамаре Николаевне? Тамара Николаевна вообще любит проводить нестандартные уроки. Вот темы некоторых из них: LСуд над Иваном Грозным│, LЕкатерина II и ее эпоха в литературе и искусстве│. Урок-диспут LВ политике кто гений, тот и злодей?│ (О Петре I).
Двадцать девять лет в школе, и не устать, не разочароваться, и гореть, зажигая других, – такова Ковальчук…
Другая маленькая сельская школа. Кудиновский образовательный центр. Ученики – выходцы из городских школ, которые по тем или иным причинам не могли, не хотели учиться в своей родной школе. ОЦ для них – последнее прибежище.
Учитель математики Оксана Сергеевна Лаврова пригласила меня на свой урок в седьмой класс. Думаю, зачем мне, преподавателю истории, человеку, близкому к литературе, идти на урок математики да еще в седьмой класс, да еще к нашим ученикам? Поинтересовалась темой урока. LРешение линейных уравнений по поэме А.С.Пушкина LРуслан и Людмила│. Каково? Чтобы Пушкин и математика!
На уроке вместе с учителем незримо присутствовал Александр Сергеевич. Звучали отрывки из поэмы. На каждый отрывок своя задача: LСколько лет было Людмиле, если она в два раза моложе своего брата. А Руслан на девять лет старше Людмилы. Общий их возраст – 81 год?│ Новый отрывок и другое задание: начертить график полета Черномора. Еще вычислить высоту головы; узнать длину бороды Черномора; часть бороды, оставшейся в руках Руслана.
Самый большой недостаток урока – быстро закончился…
Валентина ПОСТОВАЛОВА
Малоярославец,
Калужская область
Комментарии