Мне припомнилось недавнее посещение Музея изобразительных искусств. Шла экскурсия для школьников. Экскурсовод, переходя от одной картины к другой, говорила: «Вот это Рембрандт, он родился тогда-то и тогда-то, он жил в Голландии в XVII веке, а теперь взгляните сюда, вот это Снайдерс, он родился…» Экскурсовод идет дальше, ведя за собой сонных десятиклассников. Почему им неинтересно? Давайте подумаем.
Как рождается человек? Человек рождается маленьким, голым, беззащитным. Еще двадцать лет он будет расти и учиться, чтобы стать звеном в цепочке передачи родовой памяти от предков к потомкам. «Я» каждого из нас – это наша память о том, кем мы были вчера, год назад, десятилетие, тысячелетие… Наше «Я» – это и планы, мечты, творчество (память, перевернутая в будущее).
Музей – это память в подлинниках. Вот почему мы испытываем такое странное чувство волнения, переступая его порог. Словно возвращаемся к самим себе… Получается, что музей находится в центре всей педагогики. Что именно от музея тянутся линии основных приоритетных взаимосвязей: музей – школа, музей – семья, музей – ребенок, музей – учитель. В наше время ведущую роль музея начинают осознавать многие мыслящие педагоги. И тогда называют себя музейными педагогами.
А понятие «музей» расширяет свои рамки. «Весь мир – музей» – эти слова принадлежат замечательному психологу, педагогу Елене ВАНСЛОВОЙ, которая много лет руководит Обществом музейных педагогов России. Недавно я прочитал ее замечательную книжку «Культура и дети глазами музейного педагога, или Как стать счастливее». Не скрою: возникло ощущение прорыва. Книга парадоксальна и неожиданна, начиная с заглавия и аннотации, с обложки, на которой детская картинка: девочка, стеклянный куб, кувшин, летящая жар-птица и надпись: «Я – исследователь, Яна Милюкова, 3 «В».
Раскроем книгу… На первой странице – о фундаментальном отношении «ребенок-культура». Настоящий системный подход: от прямоугольничка «Культура» идут стрелки к прямоугольничкам «Самоуважение (Я сам по себе)», «Уважение или терпимость к другим людям и культурам (Я и другие)», «Историческое сознание (Я и река времени, Я и документ)», «Музейная культура (Я и вандализм)», «Воображение и фантазия (Я и миф)», «Эстетическое начало (Я и красота, гармония)», «Нравственное начало (Я и чужое горе, сострадание)», «Экологическая культура (Я и природа)», «Духовность (Я и моя душа)». По сути дела, это весь человеческий мир!
Как пишет Елена Гавриловна, «эта первая популярная книга по музейной педагогике в нашей стране написана не столько для музейных педагогов, сколько для родителей». Для родителей? Новый поворот. Особенность разработок Вансловой – это обращенность их непосредственно к родителям. А родители – это те, кто реально общается с детьми в реальной жизни. Итак, книга обращена к родителям, а через них – к детям.
Многие папы и мамы читают специальную «литературу для родителей». Там есть главы о психологии личности. Однако высоконаучные концепции невозможно объяснить детям. Отсюда вывод: необходима особая «детская» психология, не психология о детстве, а для детей. Как и в музее – детям нужна не лекция с цифрами и фактами, а инструмент, с помощью которого ребята смогут понять внутренний мир художника. Понять и пропустить через себя.
Ванслова вручает ребенку достаточно тонкий инструмент – «Градусник самоуважения» и учит обращаться с ним. Прежде всего «температуру» ребенок учится мерить самому себе, формируя чувство внутреннего достоинства и самокритичность. Только потом – другим. Ванслова рассказывает, что когда она в первый раз знакомится с новым классом (обычно это третьеклассники), то задает вопрос: «Всегда ли ты бываешь прав?» И обычно несколько рук поднимаются (дети у Вансловой показывают уровень самоуважения, поднимая и опуская руки). Скажут: вполне нормально для ребят этого возраста. «Но нередко, – продолжает Ванслова, – и взрослые реагируют так же». «Нет, никогда я зависти не знал!» – восклицает Сальери, воплощение зависти. Он забыл свои поступки, свои чувства.
Однажды после посещения Музея древнерусского искусства имени Андрея Рублева Ванслова спросила детей: «Как работал градусник самоуважения у Андрея Рублева?». И какова же была ее радость, когда руки опустились вниз. За этим жестом – настоящее понимание мировоззрения Рублева.
Научиться понимать живопись Рембрандта, Рублева, музыку Моцарта, скульптуру Родена, добро и зло, высокое и низкое, себя и другого человека, чувствовать гармонию. Не в этом ли счастье? Да, в этом, считает Елена Ванслова. Потому и книгу свою назвала «Как стать счастливее»…
В школах появляются музейные педагоги. Многие из них – ученики Вансловой. Они «читают» детям особый курс – приобщают их к культуре. Но – вот парадокс! – для школьного музейного педагога часто бывает закрыт вход в музей! Недавно учитель решил провести экскурсию в знаменитой галерее со своими детьми. С него взяли 130 рублей, плюс за билеты на каждого ребенка… И это еще «цветочки». В большинстве музеев учителям вообще не разрешают заниматься с детьми. «Почему?» – недоумевают музейные педагоги. «Вы недостаточно квалифицированны, чтобы проводить экскурсии», – отвечают им «высокие профессионалы». Формируют группы и ведут обзорные экскурсии: «Рембрандт родился в таком-то году, он жил в Голландии, пройдите сюда, вот это Снайдерс, он родился…». А школьники уныло слушают.
Комментарии