«Обучать детей можно только в том случае, если они будут живы и здоровы» – эти слова великий Ян Амос Коменский написал более двухсот лет назад, однако сегодня они более чем актуальны. Согласно статистике годовалых малышей, имеющих хронические заболевания, около трех с половиной процентов. Через 17 лет уже 30 процентов юношей и девушек становятся хрониками. К сожалению, весомый вклад в серьезное ухудшение здоровья вносит школа. Букет заболеваний, приобретаемых за школьной партой, год от года становится все цветистей, тут, разумеется, и традиционные сколиоз, близорукость, сердечно-сосудистая дистония, проблемы с желудочно-кишечным трактом, опасение вызывает и рост неврозов и фобий. Самое страшное, что в последнее время участились сообщения о смерти школьников на уроках физкультуры. Синдром внезапной смерти – такой диагноз обычно ставят врачи внешне здоровым детям. Кстати, дабы избежать этих трагедий, в Украине со следующего года решено отменить оценки по физкультуре. Может ли школа стать безопасной для детского здоровья? И что для этого необходимо сделать, снизить нагрузку ребенка, ввести в штат школы врачей? Оказалось, что это не главная панацея от школьных болезней.
– Задача школы не в том, чтобы снять или уменьшить нагрузку, а в том, чтобы сделать ее адресной и адекватной внутренним резервам организма. Ведь здоровье, в сущности, – это резерв, который помогает адаптироваться к неким внешним условиям, в том числе к учебному процессу и педагогическим технологиям, считает доктор биологических наук Леонид Алексеевич Носкин, руководитель авторского коллектива, выдвинутого Московским институтом открытого образования и удостоенного в этом году Премии Правительства РФ в области образования за создание научно-практической разработки «Система сохранения и укрепления здоровья и оптимизации учебной нагрузки учащихся общеобразовательного учреждения на основе комплексной объективной оценки физиологического баланса организма». Именно эта разработка позволила электронному паспорту здоровья стать не только средством сбора персонифицированной информации, но и медико-педагогическим инструментарием взаимодействия врача, педагога, ребенка и его родителей.Лечить или учить?Надо сказать, что идея паспорта здоровья школьника уже много лет витает в воздухе. Реализовать ее в разное время пытались различные люди и по-своему. В результате у самого понятия «паспорт здоровья» образовался некий шлейф разнообразных, не всегда позитивных, мнений, а зачастую и домыслов. Дело в том, что несколько лет назад Министерство образования и науки РФ попыталось создать свой паспорт здоровья, причем для его составления потребовались данные о жилищных условиях ребенка, сведения о том, есть ли у него своя комната, личный компьютер и т. д. Противники этой идеи не без основания иронизировали – осталось у ребенка спросить, где родители прячут деньги. – Конечно же, многие наши оппоненты говорили: «Вы занимаетесь не своей задачей, лечить должны врачи, школа должна заниматься обучением и воспитанием», – рассказывает член авторской группы, член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук проректор МИОО Лариса Евгеньевна Курнешова. – Однако школа и учителя в первую очередь, дабы не наносить вреда здоровью ребенка, должны знать физические и психологические особенности его организма. Идея мониторинга здоровья ненова, о ней впервые заговорили более 20 лет назад, когда московское правительство приняло программу «Образование и здоровье». С 1995 года стали проводиться апробации комплексного мониторинга здоровья на школьных экспериментальных площадках. Разумеется, за это время в первую очередь серьезно изменились технические возможности, электронный паспорт здоровья школьника существенно отличается от разработанных на бумаге подобных паспортов. По сути, это информационный инструмент, выполняющий роль персонального медицинского органайзера. Он позволяет вносить и хранить в электронном виде сведения о состоянии здоровья ребенка. В этот паспорт загружаются данные школьных мониторингов здоровья, а через него и в программу автоматизированного построения образовательной среды. То есть урок строится с опорой на данные компьютеризированного мониторинга здоровья. Создаваемая на основе электронного паспорта здоровья база данных помогает спрогнозировать возможные проблемы в состоянии здоровья ребенка и получить адресные коррекционные рекомендации. Родители хронически больных детей могут использовать электронный паспорт как дневник состояния здоровья их ребенка. – Что вы имеете в виду, говоря о школьных мониторингах?- В первую очередь результаты мониторинга осанки, зрения, физической подготовленности, психологической устойчивости, педагогической успешности, а также медицинского и саногенетического мониторингов.- В чем особенность методики программно-аппаратного комплекса?- Эта методика позволяет не только экспертировать применяемые образовательные технологии с точки зрения их здоровьесбережения, но и прогнозировать потенциальные риски от воздействия факторов образовательной среды и своевременно вносить требуемые коррективы. Саногенетическое определение здоровья задает более точный смысл для решения образовательных, воспитательных и развивающих задач в образовательной среде и перехода школ на технологический уровень по решению проблемы «недогрузка – перегрузка», которая определяется типом нагрузки, содержанием образования, режимами нагрузки и соответствием их состоянию организма данного школьника в зависимости от его возраста. Внедрение саногенетического мониторинга позволило определить функциональный запас здоровьесберегающих систем организма школьников и высветило проблему оптимального использования их функциональных резервов в образовательной среде.Мечты, привычки, страхи…- Система мониторинга здоровья в школе поддерживается учебно-методическим комплектом, состоящим из дневников здоровья и методических рекомендаций. Работа с дневниками не требует дополнительных учебных часов и органично вплетается в канву таких уроков, как ОБЖ, окружающий мир, природоведение, – считает сотрудник МИОО, кандидат педагогических наук Татьяна Клокова. – В тетрадь вклеиваются рекомендации, выданные экспертной программой, важно, чтобы они не потерялись, были всегда в поле зрения родителей, учителя ребенка. С помощью заданий тетради учитель может ознакомить ребят с элементами исследовательской деятельности, обратить внимание ребенка на его организм, предложить ему поразмыслить о необходимости и способах сбережения своего здоровья, рассказать о своих трудностях и проблемах. Мониторинг здоровья и дидактический материал, его сопровождающий, позволяют выстроить практико-ориентированную систему по формированию у школьников культуры здоровья….Дневник здоровья (паспорт здоровья) для второклашек яркий и красочный, малышам он очень нравится, ведь там можно не только описывать словами, какими они видят себя, свой дом, свои привычки, о чем мечтают и чего боятся, но и нарисовать все это. Кстати, в дневнике есть и анкета для родителей, а также «тревожные телефоны» – полиции, «скорой помощи», пожарных, мобильные пап и мам. У ребят развиваются умения рефлексировать, анализировать свои поступки, оценивать себя и окружающих, а у педагогов и родителей появляется еще одна прекрасная возможность лучше узнать ребенка и, если это нужно, помочь ему… Пожалуй, самое главное, что дает такой дневник, – возможность оценить не только физическое, но и психическое состояние школьника, что не менее важно. СтатфактВ настоящее время приборно-аппаратными комплексами саногенетического мониторинга оснащены 35 образовательных учреждений, выездные обследования проводятся в 27 образовательных учреждениях города Москвы. В частности, в 2008-2009 учебном году только по программе «Паспорт здоровья школьника» исследования проводились в 60 классах. Результаты и рекомендации переданы в школы, это обеспечило разработку критериев оценки, адресность образовательных услуг соответственно ресурсу здоровья и индивидуальной адаптации учащихся в образовательной среде.Информация к сведению Электронный паспорт здоровья можно использовать для мониторинга хронических заболеваний, наблюдения за развитием детей, занятий физкультурой и спортом. Мнение эксперта Любовь ДУХАНИНА, директор школы «Наследник», доктор педагогических наук, член Общественной палаты РФ, член авторского коллектива, удостоенного Премии Президента РФ в области образования за 2012 год:- В нашей школе реализована модель функционирования образовательного учреждения, позволяющая сделать работу по здоровьесбережению эффективной. На базе результатов комплексной системы оценки уровня функционального состояния сердечно-сосудистой, дыхательной, мышечной, костной и нервной систем организма разрабатываются индивидуальные оздоровительно-развивающие программы учащихся. Индивидуализация осуществляется не за счет просто ограничений в деятельности ребенка, а за счет расширения возможностей для его интеллектуального и физического развития, соответствующих особенностям ребенка и задачам индивидуальной программы. Программа предусматривает оптимальное сочетание всех видов нагрузок ребенка (интеллектуальных, физических, эмоциональных и т. д.), оптимизацию режима дня и индивидуализацию режима питания. Все это отражается в индивидуальном расписании ребенка. В соответствии с программой предлагаются рекомендации учителям, тренерам, воспитателям, учащимся и родителям. Мониторинг функционального состояния ребенка проводится два раза в год и позволяет оценивать достигнутые результаты и уточнять программу на следующий период.Внедрение такой модели работы в течение последних 10 лет в обычный режим деятельности образовательного учреждения показало ее результативность в укреплении здоровья учащихся, значительном повышении учебных и внеучебных результатов. Такой подход формирует ответственное отношение к своему здоровью у всех участников образовательного процесса – учеников, учителей, родителей и прививает привычку здорового образа жизни.
Комментарии