Воспитательные и учебные задачи
1. Формирование у детей художественной культуры как неотъемлемой части культуры духовной – цель и задача программы эстетического воспитания учащихся средствами изобразительного искусства и кино.
2. Соединение разных видов художественной деятельности -литературы, изобразительного искусства, киноискусства, музыки, театральной постановки – в едином содержательном и увлекательном для детей процессе.
3. Пробуждение и обогащение чувств детей путем освоения художественных явлений – цвета, звука, возможностей слова и живой речи.
4. Формирование нравственно-эстетической отзывчивости в детях, развитие осознанного отношения детей к окружающему миру и умения выражать свое отношение как в словесной форме, так и художественными средствами.
5. Формирование умения видеть красоту времен года, выразительно читать художественные произведения, передавать красоту времен года художественными средствами (живописными), учиться грамотно читать язык экрана.
6. Развитие речи, логического и образного мышления учеников.
Оформление доски, учебное оборудование
1. Грамзапись оркестра Поля Мориа “Все капли дождя – мои”.
2. Репродукция картины А.Саврасова “Грачи прилетели”.
3. Видеозапись м/ф “Двенадцать месяцев”.
4. Очерки и фотографии птиц, прилетающих весной: грача, журавля, ласточки, жаворонка.
5. Очерки и фотографии цветов-первоцветов: подснежника, мать-и-мачехи, первоцвета весеннего, ветреницы, медуницы, одуванчика, ландыша, иван-чая.
6. Книги-раскраски “Двенадцать месяцев”.
7. Театральный реквизит: косыночка падчерицы, корзинка с подснежниками, таблички с названиями месяцев (роли).
8. Сочинения детей на тему “Моя весна”.
9. Опорная схема (таблица) по взаимосвязи литературы, изобразительного искусства, киноискусства.
10. Словарь по развитию речи к уроку: мачеха, падчерица, посох, не гневайся.
11. Современные методики по психологии на развитие внимания “Слепая бабочка” и т.д.
Оборудование учебного места ученика
1. Учебник “Родное слово”, 3-й класс (1-4), стр. 127. Текст пьесы-сказки Маршака.
2. Акварельные краски.
3. Листы белой бумаги.
4. Набор кисточек для акварели.
5. Стаканчики для воды.
6. Тряпочки для протирания кисточек.
7. Клеенки на партах детей.
ХОД УРОКА
1. Приветствие гостей.
Дорогие ребята, уважаемые товарищи взрослые! Сегодня мы проводим урок, на который пригласили гостей. Поприветствуйте их, пожалуйста! Постарайтесь на этом уроке показать свои знания как можно лучше!
2. Сообщение темы урока.
Мы решили посвятить урок одному из прекрасных времен года – весне. Это время года всегда вдохновляло художников слова, кисти, музыкантов, режиссеров на создание замечательных произведений, которые радуют нас.
Мы обратимся на нашем уроке к литературе, живописи, музыке, киноискусству. Постараемся проанализировать, как эти виды искусства рассказывают об одном и том же – о весне. Но литература делает это с помощью слов, изобразительное искусство – с помощью линий, цвета, а киноискусство – с помощью кадра, монтажа.
3. Описание картины А.Саврасова “Грачи прилетели”.
А начнем мы свое знакомство с весной с картины известного художника Алексея Саврасова. Называется эта картина “Грачи прилетели”.
Слово предоставляется нашему экскурсоводу по картине.
(Идет подробное описание картины, увиденной глазами ребенка).
Уч-ль: Как удается художнику передать контраст цвета?
Уч-к: На белый снег художник помещает черного грача.
Уч-ль: Подберите строки из произведения Сергея Аксакова, которые можно соотнести с картиной. (Дети зачитывают отрывки из книги по чтению).
Уч-ль: Какую пословицу вы знаете о граче?
Уч-к: Увидел грача – весну встречай.
Уч-ль: Докажите правомерность этой пословицы. (Дети доказывают верность высказывания, приводят примеры).
4. Беседа о перелетных птицах.
Уч-ль: Какие еще птицы, кроме грача, открывают весну, покажите их на фотографиях. (Ученики называют по фотографиям прилетных птиц: ласточку, журавля, соловья, жаворонка).
Уч-ль: Вы много читали об этих птицах. Докажите, почему весной возвращаются к нам перелетные птицы?
Уч-ки: Становится теплее, и для птиц появляется корм.
Уч-ль: Прочитайте, каким птицам посвятили свои стихи поэты XIX века?
5. Чтение наизусть стихотворений о перелетных птицах.
(Ученики читают наизусть стихи о ласточке, журавлях, соловьях и жаворонке).
Уч-ль: Попробовали и мы сами написать сочинения на тему “Моя весна”.
6. Чтение сочинений о весне. (Творческие работы).
(Дети читают собственные сочинения, анализируют произведения товарищей, доказывают соответствие их содержания выбранной теме).
7. Беседа о цветах-первоцветах.
Уч-ль: В одном из сочинений рассказывается о цветах, которые радуют нас весной. Какие вы знаете первоцветы, открывающие весну?
(Ученик выходит к доске и по фотографиям цветов-первоцветов называет их).
Уч-ль: Докажите, почему все эти цветы называют подснежниками?
Уч-к: Эти цветы называют подснежниками, потому что они появляются из-под снега. Это раннецветущие растения.
8. Словарная работа по сказке Маршака.
Уч-ль: Одно из них – галантус (подснежник) встречается нам в сказке-пьесе Самуила Маршака “Двенадцать месяцев”. Но прежде чем перейти к сказке, уточним значение некоторых слов, которые встретятся в тексте сказки.
Как вы понимаете значение слов: “мачеха”, “падчерица”, “посох”, “не гневайся”?
(Ученики объясняют значение слов, опираясь на иллюстрации в книге и реквизит, подготовленный к уроку).
Уч-ль: Докажите, что это произведение является сказкой.
(Дети находят в произведении сказочные элементы, говорят о превращениях и волшебстве).
Уч-ль: Докажите, что это произведение является одновременно и пьесой.
Уч-ки: Эта сказка предназначена для постановки в театре, на сцене. Здесь выделены роли, есть авторские указания – ремарки.
Уч-ль: Прочитайте, как вела себя падчерица, когда подходила к костру.
(Ученики находят отрывки в пьесе и зачитывают вслух).
9. Работа по выявлению характера героини.
Уч-ль: Значит, какая падчерица по характеру?
Уч-к: Скромная, вежливая, тактичная…
Уч-ль: А теперь прочитайте, как падчерица благодарила братьев…
Уч-к: “Спасибо, Апрель-месяц! Всегда я тебе радовалась, а теперь, как в лицо тебя увидела, так уж никогда не забуду…”
Уч-ль: Найдите в сказке отрывки, что братья рассказывают о самой падчерице.
(Ребята поочередно читают высказывания братьев-месяцев о падчерице).
Уч-ль: Как это характеризует падчерицу?
Уч-к: Она трудолюбивая.
Уч-ль: Эти черты характера надо учесть актеру при работе над ролью падчерицы.
10. Чтение пьесы по ролям.
– А теперь возьмите приготовленный реквизит, распределите роли и приготовьтесь к чтению сказки по ролям.
(Ученики выходят к доске, готовят таблички-роли, берут приготовленный посох. Ученица, которая выбрана падчерицей, надевает косыночку, берет в руки корзинку. Дети становятся полукругом, изображая находящихся на поляне братьев-месяцев. Таким образом дети учатся познавать на практике такие понятия, как “мизансцена”, “реквизит”).
11. Просмотр фрагмента м/ф “Двенадцать месяцев”.
Уч-ль: А теперь посмотрим фрагмент м/ф “Двенадцать месяцев”, чтобы эти весенние изменения в природе увидеть глазами художника-мультипликатора.
Найдите в тексте сказки описание подснежников, которые вы видели в мультфильме. Зачитайте
12. Работа с текстом сказки.
Уч-к (читает): “Никогда я столько подснежников не видела. Да какие все крупные, стебельки пушистые, точно бархатные, лепестки будто хрустальные…”
13. Выполнение рисунка подснежника.
Уч-ль: Теперь вас ждет достаточно сложное задание. Вы сами побываете в роли художников-мультипликаторов и нарисуете подснежник для вашего мультфильма такой, как вы его себе представляете.
(Ученики выполняют задание под звучащую мелодию П.Мориа).
14. Подведение итога урока.
15. Задание на дом.
Уч-ль: Наш урок завершился, дети. Вы сегодня побывали и в роли актеров, и в роли художников-мультипликаторов, и в роли зрителей, учились быть экскурсоводами. А помог нам в этом Самуил Яковлевич Маршак. Скажем ему за это спасибо. Поблагодарим за внимание и наших гостей. Дома вы сможете познакомиться с этой сказкой целиком, а на занятиях по киноискусству продолжить изучение мультфильма “Двенадцать месяцев”. Удачи вам!
Елена СЕЛЕЦКАЯ,
учитель начальных классов и педагог кинокласса СОШ N148
Москва
Комментарии