Современные подростки окружены огромным количеством фильмов, книг, сообществ в соцсетях и онлайн и офлайн-лекций о мироустройстве, обществе, «добре» и «зле». Что-то из этого попадает в нерв молодежи, а что-то – просто остается незамеченным или не воспринимается всерьез. Одна из проблем нашего времени – употребление опасных веществ – тоже кочует из одного формата в другой и пытается «тронуть» подростковую аудиторию за живое.
Эксперты общероссийской общественной организации «Общее дело» пообщались с подростками и узнали, как и о чем нужно говорить, чтобы предотвратить влечение к психоактивным веществам, и каких форм профилактической работы не достает молодежи.
Саморегуляция и личные границы
Почти в каждой школе сегодня проводятся классные часы и уроки, посвященные профилактике употребления психоактивных веществ (ПАВ), почти каждый родитель говорит с ребенком о зависимости и здоровом образе жизни. Именно педагогам и родителям, как «Общему делу», отмечали подростки, они доверяют в вопросах профилактики больше всего, однако только бесед и уроков им недостаточно.
409 школьников 8-10 классов Каширского и Раменского городских округов Московской области рассказали экспертам «Общего дела», над чем им хотелось бы поработать в области изучения проблем профилактики употребления ПАВ.
Интересно, что для подростков на первом месте стоит не красочность и эффектность профилактических материалов, а более глубокое понимание своих влечений и психологических аспектов общения со сверстниками. Так, 33% школьников Каширского и 26% Раменского городских округов отметили, что им хотелось бы больше знать о том, как отказаться от предлагаемых вещей, которые делать не хочется. Еще 27% ребят Каширского и 26% Раменского городских округов хотели бы понимать, как стать душой компании. Кроме того, подросткам важно выстраивать механизмы саморегуляции и знать больше о том, как влияют психоактивные вещества на организм человека.
Пути и условия снижения рисков в представлении школьников тоже нетипичны. Когда речь идет об уменьшении рисков обращения к табаку, алкоголю и ПАВ, подростки нуждаются в создании условий, способных сознательно формировать установки на здоровый образ жизни. А помочь им в этом могут, как рассказали школьники, участие в программах психологической грамотности и личностного развития, возможность посещать кабинеты психологической разгрузки и релаксации в школах и участие в молодежных движениях и инициативах. Также подростки отметили, что снизить влечение к опасным веществам могут помочь ужесточение правил в школах и организованный отдых на переменах.
Таким образом, как отмечают эксперты «Общего дела», у школьников выделяется потребность усиливать в профилактической работе элементы социально-психологического и личностно-центрированного порядка – то есть блоки, в которых возможно уделять особое внимание личностному развитию участников, развитию у них навыков саморегуляции и самоактуализации, а также коммуникативных умений при социальном взаимодействии в группе. И сделать это наиболее эффективно позволят технологии и методы активного обучения, а не фронтальные формы взаимодействия спикера и группы слушателей.
А что думают родители и педагоги?
Школа – незаменимый инструмент в профилактике употребления подростками психоактивных веществ. Педагоги подчеркивают: профилактические программы должны строиться системно и включать в себя различные формы взаимодействия с подростками и родителями. Учителя уверены, сегодня для подростков все еще может быть характерна низкая осведомленность в вопросах вреда и опасности употребления наркотиков, табака и алкоголя, и это обосновывает необходимость реализации разнообразных профилактических программ в условиях современной школы.
Желание быть более осведомленными в вопросах профилактики ПАВ проявляют и родители школьников. Для них участие в профилактических программах – это возможность получить новую информацию об особенностях ребенка и грамотно осуществлять процессы его воспитания, желание сформировать новые традиции в семье и потребность стать более эффективным родителем.
Современные подростки – личности насмотренные и наряду с тем требовательные. И, как показывает исследование «Общего дела», прежде всего, к самим себе. Чтобы формировать у них понимание здорового образа жизни и опасной зависимости, важно не просто вести беседы, но и учитывать их эмоциональное состояние, не игнорировать интересы и потребности быть услышанными – в кругу семьи, друзей и школе. И, отмечают эксперты, многогранность и широкая ориентированность профилактической работы будет иметь гораздо больший успех.
Комментарии