Владимир ФИЛИППОВ, министр образования
– Любая традиция сохраняется, если она адаптируется к современным проблемам. Зональные совещания появились из-за того, что мы увидели: информация о деятельности министерства плохо доходит в регионы. Это с одной стороны. С другой √ в московских кабинетах не всегда хорошо видно, чем живут люди и какие проблемы есть в субъектах Федерации. Количество командировок, всероссийских семинаров по обмену опытом, если сравнивать с доперестроечными временами, резко сократилось. Поэтому зональные совещания √ это, если хотите, своеобразный “выход в народ” для министерства.
Это не означает, что мы совершенно не знаем сиуацию в стране, отнюдь √ информации приходит к нам огромное количество. Но при формировании годового плана работы необходимо очень точно выстроить очередность решения проблем, а это без прямого разговора, который обычно идет на зональных совещаниях, не сделать.
Вообще наш план работ традиционно готовится на календарный год, хотя вся система образования живет учебными годами. Итоговая коллегия проходила обычно в феврале-марте, а планы действовали уже с 1 января. Разве это был не формализм? Теперь проект планов работы министерства проходит всестороннее обсуждение на зональных совещаниях, затем на августовских и только после этого получает “путевку в жизнь”.
В этом году мы проводим совещания в 7 федеральных округах, и действительно, настало время подвести предварительные итоги и посоветоваться с коллегами об их формате. На мой взгляд, надо уходить от парадности, не просто слушать, что делается, а анализировать тенденции. Важно предварительно проводить сравнение каждого уровня образования по всем субъектам Федерации округа. Тогда сразу будет видно, в чем именно может помочь федеральное министерство. Выступления по принципу “все хорошо, прекрасная маркиза, но┘” ничего не дают. Наверное, не всегда хорошо, что докладчики на совещаниях обычно предсказуемы – руководители органов управления, главы администраций. В программе всегда есть посещение конкретных учебных заведений √ показывают обычно лучшие. А правильнее было бы √ как раз наоборот √ проблемное, острое, нестандартное. Вот поэтому уже в этом году помимо традиционных пленарных совещаний и “образовательных экскурсий” планируется проведение “круглых столов” по всем уровням образования. Участие в них специалистов из разных субъектов Федерации может показать более объективную картину, нежели рассмотрение проблем на примере одного, пусть даже продвинутого, региона.
Комментарии