search
main
0

Говорят, что в последнее время многие школы все больше обращаются к идеям ученического самоуправления…

Владимир ФИЛИППОВ, министр образования

– В самом деле, интерес к ученическому самоуправлению в образовательных учреждениях действительно растет. Это отрадно и свидетельствует о том, что в определенной мере наметилась положительная тенденция усиления активности школьников, педагогов, родителей: они хотят участвовать в управлении делами своих учебных заведений.
Школьное самоуправление не является для нас новой темой. В отечественной педагогике накоплен богатый теоретический, а в практике реальный опыт такой организации детской жизни, когда наиболее успешно формируются лучшие гражданские, нравственные качества личности. Кроме того, в соответствии с Законом РФ “Об образовании” школьное самоуправление является непременным условием функционирования любого учреждения.
Сегодня практика демонстрирует различные модели ученического самоуправления. Одна из них – традиционные школьные советы, в состав которых входят ученики, родители и педагоги. В организации данной модели основной акцент сделан на использование административного ресурса – общее собрание, школьный совет, педсовет, общешкольное собрание учеников. В других случаях действуют такие формы ученического самоуправления, как активы старшеклассников, советы командиров, творческие и инициативные группы. Не так давно в рамках научно-исследовательского проекта “Психолого-педагогические и организационно-методические основы использования игровой технологии ученического самоуправления” проведен анализ существующих моделей и накопленного в этой проблеме опыта. Оказалось, что более чем в 60% учреждений в той или иной форме развиваются школьные советы, педагогические общины учителей, родителей и учеников, демократические республики и т.д.
Повторяю, все это необходимо развивать и поддерживать, поскольку именно школьное самоуправление воспитывает в детях необходимые практические навыки жизни в гражданском обществе, дает подросткам большую самостоятельность и свободу принятия решений, учит брать на себя ответственность, социализирует личность, формирует лидерские качества.
Данная тема – одна из важнейших для нашего образования, поскольку она касается воспитания будущих граждан. В соответствии с решением коллегий “Об опыте взаимодействия органов управления образованием и детских общественных объединений” (май 2001 года), “Об итогах реализации Программы развития воспитания в системе образования Российской Федерации” в адрес всех глав администраций субъектов Российской Федерации Минобразование России направило письмо с просьбой о необходимости создания условий для развития органов ученического самоуправления. Главы администраций 23 субъектов Российской Федерации единодушно эту идею поддержали.
В этом году мы планируем более глубоко проанализировать происходящие здесь процессы, собрать опыт и выработать соответствующие рекомендации, чтобы помочь каждой школе уже в 2003-2004 учебном году активизировать работу по созданию органов ученического самоуправления.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте