Владимир ФИЛИППОВ, министр образования
– Вряд ли за один год можно решить эту задачу. Но мы действительно начнем существенную модернизацию начального профессионального образования, где накопился целый ряд проблем и экономических, и содержательных. Если говорить об экономике, то рухнула система закрепления ПТУ за базовыми предприятиями. Сегодня учащиеся профессиональных училищ ограничены в возможностях прохождения практики. Плохо обстоит дело и с обновлением оборудования училищ. У федерального центра нет средств, чтобы регулярно, раз в 5-6 лет, улучшать их лабораторную и материально-техническую базу. Нам надо найти механизмы, чтобы заинтересовать работодателей в поддержке начального профобразования. Опыт показывает: прямые контакты с работодателями играют большую роль, особенно на уровне субъектов Федерации. Поэтому мы планируем в ближайшее время провести целую серию “круглых столов” с Российским союзом промышленников и предпринимателей, с Российской торгово-промышленной палатой, с Российским союзом товаропроизводителей, чтобы обсудить перспективы нашего партнерства и сотрудничества в этом вопросе.
Есть проблемы, связанные с самим содержанием начального профтехобразования. Хотя система начального профобразования за последние годы показала свою востребованность и устойчивость и число этих учреждений достигло почти четырех тысяч, уровень и качество подготовки выпускников оставляют желать лучшего. Ни промышленность, ни работодатели в полной мере не удовлетворены специалистами, которые выходят из стен ПТУ. Что и говорить, если строители у нас из Турции и Югославии. Якутский университет, например, возводили югославы. С другой стороны, мы явно недорабатываем в части создания положительного имиджа ПТУ. Школьников пугаем: “Будешь плохо учиться – пойдешь в ПТУ”. Мы изначально формируем негативное отношение к учреждениям, которые могут дать детям рабочую профессию, а значит, путевку в жизнь. Ученик, который не пошел в десятый класс, а поступил в ПТУ, не должен испытывать комплекса неполноценности. А школа и семья в большей мере могли бы влиять на повышение престижности начального профессионального образования. И перед государством здесь стоит серьезная задача. Так, например, в 2000 году число выпускников 11-го класса составило 1350000 человек, а в вузы поступили 1100000. Насколько оправданны эти цифры? Ведь многие юноши идут в вузы только для того, чтобы не попасть в армию. Кроме того, диплом о высшем образовании совсем не означает обязательную востребованность этого специалиста на рынке труда. Важно не то, какой диплом человек имеет – ПТУ или вуза, а найдет ли он такую работу, чтобы обеспечить свою семью. В самом деле в ближайшие годы приоритет будет отдан начальному профтехобразованию. А это значит – уменьшится прием в вузы. Стране нужны не только специалисты с высшим образованием, но и сейчас, может быть, в большей степени, квалифицированные рабочие – выпускники ПТУ и техникумов. Мы начнем реализовывать эту программу в бюджете 2002 года: прирост средств, направляемых в ПТУ, значительно больше средств, направляемых в вузы.
Комментарии