Владимир ФИЛИППОВ, министр образования
– Это действительно так. Такая программа должна быть разработана и принята в конце 2002 года. На ее основе предлагается организовать совместную деятельность Минобразования России и Госкомстата вплоть до 2010 года.
Хотелось бы отметить, что в последние годы мы значительно продвинулись в сборе и обработке соответствующей и необходимой для нашей отрасли информации, появились новые технологии в получении и интерпретации данных. К ним можно отнести проект системы статистических показателей образования в РФ, перечень индикаторов, которые характеризуют состояние уровней и аспектов нашей системы, перечень направлений выборочных статистических наблюдений и т.д. Большой плюс в этой работе – выделение такого показателя, как гендерный разрез, т.е. численность преподавателей-женщин в высших и средних профессиональных образовательных учреждениях, численность женщин-аспирантов, докторов и т.д. Хорошо, что, проводя сегодня статистическое наблюдение за деятельностью госучреждений среднего и высшего профобразования, фиксируются показатели, характеризующие обучение с полным его возмещением, что позволяет распределять контингент учащихся по источникам финансирования.
Есть, безусловно, и другие положительные тенденции в этой области. Однако новые требования к управлению системой образования, сама концепция модернизации предъявляют весьма жесткие новые требования к информационному ее обеспечению . Нам предстоит отказаться от устаревших форм изучения состояния образования, когда, например, перед этой отраслью статистики ставилась задача получения в первую очередь количественно-натуральных характеристик, которые не в полной мере обеспечивают качественный анализ и оценку происходящего в наших школах, ПТУ, ссузах, вузах. Да и сами методы сбора, обработки и хранения статданных с применением бумажных носителей, почтовой пересылки не только не оперативны, но и трудоемки. Прямо скажем, они исчерпали себя и доживают свой век. Существует и такая проблема, как несогласованность усилий тех ведомств, от которых зависят достоверность, адекватность, эффективность статистики в образовании. На одной из коллегий, посвященных этой проблеме, принято решение усилить координационную работу нашего министерства с Госкомитетом РФ по статистике.
Как известно, сам термин “статистика” происходит от латинского “статус” (status) – состояние. В научную дисциплину статистика стала оформляться в ХVIII веке и потому имеет глубокие корни. Существует множество толкований самого термина: “Статистика – это наука, которая учит исследовать силы государства, освещать их природу и взаимосвязь”, “статистика – это научное исследование новейшего состояния государства, его организационной и материальной основы и тех изменений, которые претерпевали до сих пор составные части этой основы благодаря деятельности людей и реализации их идей”. Не правда ли, эти изречения, принадлежащие ученым второй половины ХIХ века, звучат весьма современно и отвечают задачам, стоящим и перед нашей отраслью. Ведь силы государства во многом определяются состоянием образования, его качеством, доступностью и эффективностью. Статистика должна стать нам в этом хорошим помощником.
Комментарии