Владимир ФИЛИППОВ, министр образования
– Новое содержание образования невозможно без нового учителя. Это так же очевидно, как и то, что качество образования во многом обусловлено качеством личности учителя, который должен быть готов принимать новые реалии жизни, если он хочет, чтобы его слышали и понимали его ученики.
Я не сторонник категорических утверждений о том, что наше педагогическое образование крайне устарело, безнадежно отстало от процессов, происходящих в школе, в других учебных заведениях. Наши учителя, бывшие выпускники педвузов, педуниверситетов, обладают, как правило, высокой квалификацией, а многие из них, это мы видим, например, и на учительских конкурсах, – яркие, творческие, талантливые педагоги, чье мастерство достигает порой больших высот, вызывает восхищение и признание.
Вместе с тем подготовка будущего учителя, безусловно, нуждается в серьезном реформировании. Не секрет, что многие педагогические вузы продолжают обучать своих студентов по программам двадцатилетней давности, хотя последние стандарты высшего педобразования были приняты в 2000 году. Но и они, на мой взгляд, нуждаются уже в определенной корректировке, в изменениях и новых подходах. Прежде всего необходимо, чтобы педагогическое образование соответствовало программе модернизации общего образования, отвечало новым задачам, стоящим в нашей отрасли. Все нововведения, уже внедряемые и предстоящие в будущем, требуют нового качества педагогического корпуса. Этого трудно достичь, следуя существующей программе развития педобразования. При всех ее плюсах есть один минус, но весьма важный: она разрабатывалась в основном работниками педвузов и недостаточно учитывала интересы и запросы заказчиков – школы в целом, учителя, директора, управленцев разных уровней. Именно поэтому мы приступили к разработке новой программы среднего и высшего педобразования, а также системы повышения квалификации педагогов, которую мы рассматривали как единую, взаимосвязанную задачу. Создана специальная комиссия, в состав которой вошли 62 представителя – это преподаватели, ректоры головных, ведущих вузов, методисты, ученые РАО, учителя, работники управлений из разных российских регионов. Программа должна определить первоочередные задачи на 2003-2004 годы и долгосрочные – до 2010-го. Ее основная идея – педобразование должно резко повернуться лицом к запросам сегодняшнего времени. Нужно найти оптимальное соотношение между фундаментальными и прикладными знаниями, усилить психолого-педагогическую подготовку учителя, возможно, увеличить сроки педагогической практики, взяв на вооружение опыт некоторых региональных педвузов, и, конечно же, органично вписать в учебный процесс новые информационные технологии, причем для будущих педагогов по любой специализации. Для этого мы планируем в 2003 году за счет федерального бюджета компьютеризовать педагогические вузы, поддержать библиотеки, помочь им в техническом оснащении.
И еще. Подготовка учителя – процесс сложный, ответственный и многосторонний. Преподавание – это наука и искусство, и чтобы стать настоящим педагогом, в руки которого, говоря словами историка Ключевского, попадают “маленькие живые будущности”, нужно иметь и призвание, и желание следовать принципам гуманной педагогики, и учиться тому, что надо преподавать и как это делать. Таким образом, педагогическое образование должно взять на себя особую миссию: взрастить Учителя с большой буквы, человека, способного передать новым поколениям знания, культуру, непреходящие, вечные нравственные ценности.
Комментарии