Владимир ФИЛИППОВ, министр образования
– Жизнь подталкивает нас заняться этим вопросом значительно раньше. Для всех очевидно, что сложившаяся за многие годы традиционная пятибалльная (а фактически трех-четырехбалльная) система не просто устарела, но и стала тормозом для развития нашего образования. По существу, она постепенно исчерпала себя, поскольку перестала отвечать новым реалиям быстроменяющейся жизни. Особенно это связано с перспективами введения в более широком масштабе единого государственного экзамена, который выстраивается по 100-балльной шкале. Другой аргумент, подтверждающий необходимость поиска здесь новых подходов: существующие оценки (2 – неудовлетворительно, 3 – удовлетворительно, 4 – хорошо, 5 – отлично) носят в большей мере эмоциональный характер. Они далеко не всегда отражают все нюансы и оттенки качества знаний, уровня подготовки, результатов труда, вложенного учеником при выполнении того или иного задания. Для слабого (по разным причинам) и успевающего, сильного ученика оценка, например “хорошо”, несет иную смысловую и психологическую нагрузку. Более того, существующая система “эмоциональных” оценок довольно часто становится основанием для конфликтов между учениками, родителями, педагогами, нередко порождает мнение о несправедливости и необъективности учителей по отношению к школьникам.
Эту тему мы затрагивали в наших “колонках” и обещали уже в 2002 году начать по ней широкую дискуссию. На заседании Клуба учителей года, которое проходило весной в Москве, мы договорились с педагогами о том, что их первым общим делом станет именно эта проблема: новые подходы к оценочной системе в общеобразовательных школах России. В конце ноября состоится конференция Клуба учителей года, которая и откроет эту дискуссию.
Уже сейчас учителя из 5 российских регионов прислали свои предложения по введению новой системы оценки в школах. Многие отдали свои голоса 10-балльной системе, модифицированной 5-балльной. Есть идея перейти на 100-балльную систему, позволяющую максимально градировать знания ребенка, дифференцировать уровень освоения материала. Кроме того, она более соответствует оценке итогового экзаменационного теста. Пока это лишь первые предложения. Их должно быть значительно больше. И к обсуждению данной проблемы, повторяю, необходимо привлечь самые широкие круги педагогической общественности. Нужно помнить, что оценка играет диагностическую роль и показывает ученикам, что они могут работать лучше. Ведь оценивание помогает школьникам, с одной стороны, исправлять недостатки, с другой – развивать достоинства. Оценка всегда связана с измерением определенных параметров. Существуют количественные и порядковые шкалы оценок. Первая предназначена для представления оценки числом (“балльные” оценки), вторая (порядковая) чаще применяется в слабо структурированных областях, например в искусстве, в личностном развитии. Здесь чаще на помощь приходит экспертная оценка. В той и другой системе есть свои плюсы и минусы. Поэтому начиная дискуссию, в первую очередь нельзя забывать о том, что оценивание, будучи позитивным и лояльным, должно стимулировать и поддерживать обучение.
Комментарии