search
main
0

Говорят, что учителя русского языка и литературы не довольны тем, что планируется заменить выпускное сочинение на изложение.

– Я бы уточнил: не довольны отдельные учителя. Ведь это тот самый случай, когда единого мнения очень будет сложно достичь, что показала почти двухлетняя подготовка к данному решению. Причем сейчас речь идет не об окончательном и бесповоротном шаге, а только об эксперименте. Правда, я убежден, что шаг мы делаем в правильном направлении.
Давайте не будем самообманываться: в обществе давно зрело недовольство формой оценки фактических знаний по русскому языку и литературе, которая сложилась в виде выпускного экзамена в школе и вступительного в вузе. Слишком широко развернулись система репетиторства и натаскивания, индустрия книг вроде ⌠100 лучших сочинений■. В результате мало того что мы приучали детей к двоемыслию, но и способствовали тому, что за последние годы качество знаний выпускников школ по русскому языку и литературе резко снизилось. Конечно, это многоаспектная проблема. Причины снижения качества знаний лежат и в проблеме ⌠как преподавать предмет■. Поэтому этим вопросом мы занимаемся сейчас в рамках разработки Базисного учебного плана, нового содержания образования.
Преподавание русского языка слишком формализовано. Для нас важнее оказалось знание правил синтаксиса и пунктуации, тогда как сам дух языка, понимание, что он – инструмент общения, самопредставления в окружающем мире, ушел на второй план. Поэтому, заучивая правила, школьник не осознает их практической пользы, кроме как для того, чтобы сдать экзамен. Если же педагог будет строить обучение, объясняя ребенку, что от степени владения языком зависит его будущее положение в обществе, которое напрямую связано с умением изложить свои мысли, отстоять свою точку зрения, тогда запятые и точки обретут смысл. Вообще включение в преподавание языка элементов риторики, ораторского искусства – перспективное направление в педагогике.
В США есть отдельный предмет ⌠Сочинение■, который призван научить школьника изъясняться оригинально, но выпускного экзамена по нему нет. Только тест по английскому языку, который проводится и при поступлении в вузы. У нас же сочинение – это по сути и есть изложение – изложение чужой позиции: свои мысли писать можете, но только в соответствии с принятой литературоведческой традицией. Если ты отдашь предпочтение другой литературоведческой школе, – все, считай, что плохая оценка тебе обеспечена. Недавно академик РАО Володар Викторович Краевский подарил мне свою книжку, где есть одна поучительная история: один известный писатель решил поэкспериментировать – написал школьное сочинение за свою внучку, и ему поставили двойку! Не за ошибки, а за неверный литературоведческий подход. А мы требуем, чтобы ребенок написал лучше, чем известнейший литератор, знающий это произведение.
Перед тем как начать эксперимент, министерство провело опрос в субъектах Федерации: 40 процентов из них высказались за сохранение сочинения, 40 процентов – за введение изложения, 20 – за диктант. Мы решили на ближайшие два года в рамках эксперимента проверить эффективность всех трех путей. Причем форму проведения выпускного экзамена определяет теперь субъект Федерации. Надо сказать, во многих регионах остановились на изложении. Но, подчеркну, ведь изложение будет с творческим заданием, где проверятся не только знание русского языка, но и умение сделать литературный анализ и его изложение. Пока это эксперимент, важно рассмотреть взаимосвязь экзамена с качеством знаний, с процессом обучения, вероятнее всего, нужны новые измерители, как оценить это качество. Думаю, что с профессиональным сообществом нам надо продолжать искать пути решения проблем в этом направлении.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте