search
main
0

Говорят, что традиционная пятибалльная система оценивания знаний учащихся безнадежно устарела…

Владимир ФИЛИППОВ, министр образования

Начну ответ с вопроса: а существует ли у нас в полном объеме пятибалльная система? Какие оценки, как правило, получают наши школьники: тройка, четверка, пятерка… редко – двойка и почти никогда – единица. Двух последних, прямо скажем, не бывает на выпускных экзаменах в девятых, а уж тем более в одиннадцатых классах.
Учителя говорят, что двойка не стимулирует ученика, не создает положительных мотивов к успешной учебной деятельности. Возможно. Но и между тройкой и четверкой разница довольно часто бывает колоссальной. Тем более в старших классах, когда выпускник становится абитуриентом, четверка у него или пятерка – вопрос будущего, который решает судьбу молодого человека. Трудно увидеть здесь грань между хорошим и очень хорошим знанием!
Конечно, данная тема требует особого внимания. Сколько существует школа, столько и идет дискуссия о том, как лучше и объективнее оценивать уровень обученности.
Знаменитый Гегель, будучи директором Саксонской гимназии, использовал двухуровневую систему оценок. Освоил ученик программу – переводится в другой класс, не освоил – остается на второй год. В его время второгодников было много, до половины от общего числа учащихся.
В Царскосельском лицее была другая шкала – порядковая (как сейчас говорят – рейтинговая). По некоторым предметам А.С.Пушкин занимал 19-е место из 30. В конце концов в России появилась сначала шестибалльная, с отметкой “ноль” (ее ликвидировали в 1918 году как буржуазную), а затем прочно утвердилась пятибалльная система, дожившая до наших дней.
Кстати, в советское время также не раз поднимался этот вопрос. Например, в 30-х годах Макаренко резко выступал против процентомании, когда учеников дотягивали до трех баллов вместо положенных им двух.
В большинстве стран мира приняты и функционируют дифференцированные системы оценки знаний. Есть стобалльные, двадцати- и двенадцатибалльные. Последняя, например, введена не так давно на Украине. Россия же – единственная страна в Европе, которая сохранила традиционную, не очень градуированную систему оценивания.
Безусловно, вопрос назрел, но рассматривать его нужно глубинно, с точки зрения целей, стратегии нашего школьного образования. До сих пор мы чаще ставим оценку не за то, что знает ученик, а за то, чего не знает. Во-вторых, нам необходимо использовать критерий изменения качества знаний. И троечник, и отличник могут улучшить свои успехи.
Суммирую сказанное: оценка должна развивать ученика, устремлять его к познанию и самосовершенствованию. На государственном уровне, прямо скажем, этой проблемой мы серьезно еще не занимались. Но уже в 2002 году мы начнем широкую общероссийскую дискуссию о том, как лучше оценивать качество знаний наших школьников. Этот вопрос нельзя более оставлять в тени.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте