Владимир ФИЛИППОВ, министр образования
– Вопрос этот можно было бы переадресовать вашей газете, причем не только как к прародительнице конкурса, одному из учредителей и организаторов на протяжении всех лет его существования, но и к инициатору некоторых новшеств в нынешнем году. Что касается моего отношения к этому, могу сказать следующее. На Всероссийском оргкомитете мы поддержали предложение внести элементы нового в модель проведения конкурса, сохранив при этом основные его цели и задачи. Суть нововведений заключается в том, чтобы сделать конкурс еще более значимым и полезным для нашей отрасли, чтобы лучшие учителя, которых он открывает, в большей мере участвовали в программе модернизации образования, чтобы их голос был слышен, а профессиональные достижения, мастерство, талант ярких педагогов получали признание, востребовались обществом.
Весьма кстати попытка авторов новой модели сформулировать более четко портрет победителя. Это нужно для того, чтобы точнее определить роль учителя, которого называют как лучшего, уже после конкурса. Сделать выбор всегда непросто. К тому же это звание ко многому обязывает: новый статус повышает ответственность учителя года перед педагогическим сообществом, наделяет его определенными полномочиями. Конечно, победитель конкурса – это человек со многими достоинствами и личностными качествами.
Будучи высокопрофессиональным предметником, педагогом-психологом, человеком с широкой эрудицией, с толерантным сознанием, он, вероятно, должен еще обладать и особым даром, умением вступать в диалог не только с детьми, но и коллегами, выражать свою позицию широкой аудитории, включая структуры власти, прессу и т.д. Он должен вдохновлять своих собратьев по педагогической профессии на постоянное развитие, на творческую деятельность. Быть своего рода “голосом” большого числа учителей, нести новые ценности в образование, в общество. На мой взгляд, это, может быть, и не идеальный, но достаточно целостный образ учителя-победителя.
Необычный, в какой-то мере экспериментальный элемент этого конкурса – не предметные, а проблемно-тематические номинации. При этом не снижена планка профессионального мастерства, поскольку эксперты-предметники выставили свои оценки по видеоурокам и присланным материалам. Думаю, весьма своевременно обозначены такие номинации, как “практико-ориентированное образование”, “информационные технологии”, “здоровьесберегающее обучение”, “активные формы обучения” и т.д.
Одним словом, организаторы сделали попытку максимально приблизить конкурс к новому времени, к тем задачам, которые мы решаем сегодня в нашей образовательной сфере. Насколько она окажется удачной, покажут его итоги.
У конкурса “Учитель года России” уже есть своя большая и интересная история. Сложились добрые, хорошие традиции, которые не следует забывать. Но и бояться нового – значит не идти вперед.
Уверен, что этот, тринадцатый по счету, Всероссийский конкурс “Учитель года” будет таким же ярким и незабываемым, как и предыдущие. Всем участникам и организаторам желаю успеха. Будем ждать 5 октября, когда в Кремлевском дворце жюри назовет его победителей. В этот день мы отметим Международный день учителя, наш общий замечательный профессиональный праздник. От души желаю всем учителям света, добра, любви и творчества.
Комментарии