search
main
0

Говорят, что скоро будет отменено лицензирование образовательной деятельности.

Владимир ФИЛИППОВ, министр образования

– Появление таких предложений связано с общей тенденцией на дебюрократизацию государственного аппарата, которую начал президент. Любую хорошую идею, в том числе в образовании, можно довести до абсурда, возвести такие препятствия, что ее ценность для общества потеряется. Вот такой препоной на пути частной инициативы становится порой лицензирование. Лицензии во многих регионах стали требовать на каждый шаг, на каждый чих. И это понятно: за получение заветной бумажки чиновник из заявителя может вытянуть без особого труда дополнительные средства в свой хилый бюджет, а то и в личный карман.
В образовании процесс лицензирования тоже присутствует. Другое дело, нас часто обвиняли в том, что слишком легко получать документы на право ведения образовательной деятельности. Может быть, легче негосударственным учреждениям, у которых есть возможность “стимулировать” недобросовестного чиновника. Но если такая возможность есть, значит, мы что-то недоработали сами в процессе лицензирования. Поэтому назрел момент не отменить эту процедуру вовсе, а упорядочить ее, сделать более прозрачной. Принцип “одного окна”, который отстаивает правительство, заключается в том, что требования к получению лицензии должны быть четкими. И даже если заявитель допустил какие-то ошибки в оформлении документов, помарки или что-то не согласовал √ это проблема аппарата. Человек не должен бегать по управлениям за визами чиновников. Сдал документы, если все соответствует правилам, через две недели получи лицензию.
Эксперимент с отменой лицензирования, и мы это отстояли на правительстве, коснется только дополнительного образования для детей, молодежи, взрослых. Вот здесь надо ввести разрешительный механизм, без всякой оценки со стороны государственных органов. Любой сможет объявить свою авторскую программу, скажем, курсов машинописи или иностранных языков. Люди придут, увидят и, если там халтура, проголосуют ногами. Никакая лицензия недобросовестному учреждению уже не поможет. Естественно, все должно быть в рамках законодательства, не нарушать права людей, не пропагандировать расовую и религиозную нетерпимость, не вредить здоровью. Поэтому местные власти, давая разрешительные заключения, должны, наверное, потребовать какие-то заключения от СЭС, пожарников. Ведь можно снять небольшое помещение, набить туда 100 человек, и люди там задохнутся. Какие-то документы нужны, но не по оценке образовательной программы, а по экономическим и техническим возможностям ее реализации.
Законопроекты об отмене лицензирования в дополнительном образовании уже внесены правительством в Госдуму, и после их принятия этот уровень образования станет, пожалуй, самым рыночным. Поэтому придется разъяснить суть перемен населению. Ведь теперь государство за курсы и кружки, если они не аккредитованы, не будет нести ответственности. За свой выбор придется отвечать самостоятельно. Беда еще и в том, что к программам дополнительного образования сложно применить механизм аккредитации. Потому что придумать стандарты, скажем, для курсов собаководов очень сложно. А может быть, даже и не нужно. Думаю, качеством услуг в этой сфере должны заниматься сами образовательные организации, формируя профессиональные сообщества, которые бы давали общую оценку и выводили своеобразный рейтинг всех своих членов.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте