Владимир ФИЛИППОВ, министр образования
Решение о создании профильной школы на старшей ступени было принято на съезде работников образования в декабре 2000 года. Сегодня эта задача актуализировалась, поскольку концепция модернизации образования удлиняет сроки обучения и тем самым создаются более благоприятные условия для ее профилизации. Но, не дожидаясь перехода на двенадцатилетку, мы можем и должны уже в следующем учебном году начать отработку “профильной школы”, для чего у нас есть все необходимые предпосылки. И вот почему.
Во-первых, так или иначе сегодня школа уже созрела к переходу на профильное обучение, поскольку в течение последних лет она без указки сверху, отчасти интуитивно, исходя из реалий жизни, занималась дифференциацией, индивидуализацией (особенно в старших классах). Это проявлялось в углубленном изучении отдельных предметов, дисциплин, в совместной работе школ и вузов, в создании лицейских классов и т.д. Когда-то профильность в нашей школьной системе реально воплощалась в спецшколах – английских, где в большей степени учились дети из партийной элиты, математических, спортивных, где отбор шел больше по интересам, способностям. Поэтому все плюсы и минусы накопленного здесь опыта необходимо максимально учесть, формируя сегодня новую концепцию профильного обучения. Во-вторых, профильное обучение старшей ступени диктуется объективными данными о том, что только 50% выпускников осваивают в полном объеме содержание таких предметов, как физика, химия, биология. И не только потому, что не хватает усердия, упорства, старания, способностей. Вопрос в другом – нужно ли в таких объемах и с таким сложным уровнем требований, какой есть сейчас в наших программах, подходить одинаково ко всем ученикам?
Именно поэтому мы хотим серьезно обсудить эту проблему с педагогической общественностью и рассчитываем, что “Учительская газета” поможет нам в этой дискуссии. Хотелось бы узнать мнение педагогов о том, как лучше реализовать профильное обучение в сельской школе, как реализовать полное среднее образование (с учетом профилизации) в системе учреждений начального (ПТУ, профлицеи) и среднего (колледжи, техникумы) профобразования. Кроме того, нужно осторожно подойти к так называемому общеобразовательному профилю, чтобы не навредить тем ребятам, которые пока не определились в выборе своего пути после школы. Не следует резко, революционно переходить к профильности, если школа по тем или иным причинам не готова к этому.
Одним словом, сегодня перед нами стоит задача отработать концепцию и технологию функционирования профильной школы, научно и нормативно оформив ее. Затягивать (хотя, повторяю, и чрезмерно спешить) в этом вопросе не следует. Надо помнить, что среди всех европейских (и не только) государств Россия – единственная страна, которая до сих пор официально не перешла на профильное обучение. Но главное в другом, мы должны наконец-то признать, что, сделав “тайное – явным”, мы сможем реально улучшить качество нашего образования в целом.
Комментарии