Владимир ФИЛИППОВ, министр образования
– Здесь можно и согласиться, и не согласиться. Говоря о модернизации образования, мы не должны выделять для решения какую-то одну проблему, потому что наша система – целостный организм. Как в строительстве, неправильно положишь один кирпич – может развалиться все здание. Поэтому решения надо принимать в комплексе и поэтапно. Другое дело, что фундамент нашего здания – начальная школа, отсюда все начинается. Поэтому при намеченных преобразованиях ей надо уделять особое внимание.
Тем более начальная школа первой приняла удар демографического спада. Сокращение числа первых классов, социальные проблемы учителей, которым не хватает часов, – конечно, это не может нас не беспокоить. Кроме того, мы начинаем отрабатывать эксперимент новой структуры содержания образования именно с начальной школы. Достаточно сказать, что с нового учебного года все средние учебные заведения перейдут на четырехлетнюю начальную школу.
Когда мы говорим о проблемах начальной школы, чаще идем от позиции педагога, родителя, управленца, но мало задумываемся о том, комфортно ли в стенах “второго дома” маленькому человеку? Он не всегда еще в состоянии объяснить, как ему учится. Но причины частых головных болей, переутомления, апатии, как свидетельствуют медики, кроются в неудовлетворительной организации учебного процесса.
Вот две иллюстрации. У дочери моего знакомого девочка-второклассница плачет, потому что не может уместить в портфель все необходимые учебники. Помимо традиционных, появилось столько дополнительных предметов, что современным детям не позавидуешь. Сам я, возвращаясь недавно вечером домой, увидел на двери подъезда объявление – готовим детей к начальной школе, курс подготовки – шесть месяцев. И уверен: несмотря на большую плату, спрос на эти услуги есть не только в Москве, но и во многих регионах России. Родителям приходится натаскивать ребенка, чтобы он пришел в школу и умел читать, писать, был психологически адаптирован. С одной стороны, это связано с сокращением числа дошкольных учреждений, а с другой – программа начальной школы перегружена. От хорошей традиции, когда учитель был один, мы пришли к тому, что у детей много преподавателей. Еще не хватало ввести сессию и зачеты!
Понятно, что в нынешней ситуации нужно говорить об особом статусе учителя начальной школы. Он не только должен оставаться “второй мамой” своим ученикам, важно, чтобы у него был высокий профессионализм (и желательно высшее образование). Социальная обстановка сложная, дети сложные, он обязан уметь будить и развивать их способности, сглаживать ситуацию разного старта, когда подготовка ребят до школы была или┘ не была. Не случайно в Москве уже поставили задачу, чтобы все преподаватели начальной школы имели диплом педвуза. Ну а наша задача – позаботиться, чтобы у таких учителей была достойная заработная плата.
Комментарии